Всплыла в моей памяти одна детская история. Было мне семь лет, но в школу я не ходила и собиралась туда пойти на следующий год. Не скрою, неизвестность пугала. Даже прочитав множество детских книг о школе, я не могла быть полностью уверенной в том, что меня ждёт. Эту неуверенность люди скрывают за высокой планкой, в чём я убедилась на собственном примере совсем недавно, в сентябре. Разговаривая с мамой о ЕГЭ, я заявила, что хочу сдать какой-либо предмет на сто баллов, хотя сомневалась даже в своей способности на протяжении девяти месяцев строго выполнять все планы и ни в коем случае не отступать. Так вот, собираясь пойти в школу, я заявила бабушке:
- Хочу быть лучшей ученицей!
Но казалось, что это всего лишь воздушные замки: неужели именно я попаду в разряд особых людей? Не попала, хотя у меня была такая возможность.
В чём же причина ослабления интереса к учёбе? Ведь события первых двух школьных дней запомнились мне на всю жизнь. 1 сентября Татьяна Юрьевна сообщила, что в течение 11 лет мы должны идти в Страну Знаний, а для этого нужно учиться на четыре и пять. Эти слова вели меня четыре года и ещё два года, видимо, оставались в сердце. Татьяна Юрьевна произнесла их один раз, но они запомнились надолго. Возможно, именно поэтому 2 сентября я пришла из школы и безо всяких раздумий начала делать уроки. Нечто похожее повторилось и в одиннадцатом классе, когда я взяла и выполнила план, даже не задумываясь о том, что можно поступить по-другому.
Вообще, одиннадцатый класс - это особое время. В этот период почему-то становится ясным всё то, что говорила бабушка. Но ведь мы же ещё молодые! Думаю, дело вот в чём: как дети в некоторых вещах похожи на пожилых людей, так первоклассники похожи на одиннадцатиклассников. Ведь школа - это маленькая жизнь, в конце которой происходит переосмысление ценностей.
А нужны ли вообще домашние задания? Тому, кто понял всё на уроке, нет смысла тратить на них время (сейчас я думаю по-другому!), но он всё равно делает, чтобы не поставили двойку. А тот, кто ничего не понял, может просто списать, и у него не будет учебного прогресса. "Так что же делать? - спросите вы. - Неужели вообще ничего не задавать?" Задавать, конечно же, можно и нужно, но следует помнить о гуманизации - анализируя личные качества ученика, подбирать для него индивидуальные задания. Таким образом, каждый будет думать так: "Учитель считает, что я способен это сделать. Значит, это действительно так!" Тогда уже не будет никакой гонки за оценками. Учителя могут со мной не согласиться, сказать, что у них нет времени на эту работу. Но такое отношение к делу говорит только об одном: это не настоящие учителя, они не готовы целиком и полностью отдаваться школьным заботам.
Да, в первом классе, конечно, проблемы оценок не существует. За несделанные уроки двойку не поставит никто. Как же мотивировать первоклассника? Страна Знаний, возможно, подействовала только на меня. А крики учителя - это тоже, конечно, не мотивация. Нужно заинтересовать ребёнка, объяснить, как полученные знания помогут ему в жизни. "А если не помогут?" - спрашивают учителя старших классов. И в этом случае есть волшебное средство.
Продолжение следует...