С древних времен сказка являлась не только приятным времяпровождением и совместным проведением досуга взрослого и ребенка, но и действенным инструментом воспитания. Если ребенок совершал проступок, то через сказочную историю взрослые пытались донести до малыша, в чем он провинился. Они считали, что нет смысла наказывать ребенка тогда, когда он не осознает своих ошибок. Сказки служили своеобразным эталоном. Они учили детей добру и злу, придавали поступкам моральный облик, оберегали от ошибок.
В настоящее время такой подход к воспитанию назван «сказкотерапией».Волшебный мир сказок завораживает и затрагивает ребенка ещё с младенчества. Со сказки начинается путь знакомства детей с окружающим миром. Во многих любящих семьях чтение сказок перед сном становится ритуалом. Малыш каждый раз с нетерпением ждет путешествия в удивительный загадочный мир.
Идея сказки заключается в том, что ребенок переносит и примеряет на себя образы сказочных героев, учится вместе с ними. Они вместе совершают ошибки и исправляют их, проходя через различные жизненные ситуации, учатся принимать верное решение и находить выход. Сказка учит малышей сочувствию, сопереживанию, внимательности, усидчивости — всем житейским премудростям. Язык сказки понятен и доступен детям. Незаметно сказка поможет справиться с печалью, преодолеть страх, раздражение или гнев.
Сказкотерапия будет полезна всем. Существуют специальные психокоррекционные лечебные сказки, которые помогут в решении многих психологических проблем доступным и приятным способом. У этого метода есть только один недостаток: сказкотерапия не дает мгновенного результата. Но этого и не требуется.
Прежде чем начать сказкотерапию, родителям рекомендуется посетить психолога или изучить необходимую литературу по данной теме. В настоящее время существует достаточное количество специальных сказок. Нужно лишь подобрать ту, которая необходима для вашего малыша.
Если же вы решили сочинять сказку самостоятельно, то сначала определитесь, какую проблему вы хотели бы решить. Потом подберите героя, похожего на вашего ребенка. Здесь самый главный момент - отождествление! Необходимо, чтобы малыш сам почувствовал сходство поступков героя со своими поступками.
Далее наш вымышленный герой будет попадать в ситуации, реально отражающие существующую проблему. Вы красочно словесно через героя сказки должны отобразить и провести все переживания малыша, заново вместе прожить их. Потом сказочный герой, а вместе с ним и ребенок будут пытаться выйти из сложившейся ситуации, найти возможность и решить проблему. Обязательно счастливый финал!
Сочинить сказку может и сам ребенок. Таким образом, иногда удается найти скрытые причины проблемы, о которых сам ребенок не может или не хочет рассказать. Можно подобрать также сказку из художественных произведений. Там нет необходимости указывать на сходство с главным героем. Ребенок сам проведет необходимые параллели и сделает выводы.
Очень полезным в данной ситуации является обсуждение сказок. Если ваш ребенок просит снова и снова прочитать одну и ту же сказку, попытайтесь понять, что притягивает его в ней. Возможно, таким образом, он пытается сигнализировать вам о проблеме, которую самостоятельно разрешить не в силах. В любой сказке добро побеждает зло. Родители иногда спрашивают: «А как правильно читать сказку ребенку?» Самое главное в чтении, это получать от него удовольствие самому. Чтение с выражением помогает более полно погрузиться в атмосферу сказки.
Сказки развивают фантазию, помогают в формировании грамотной литературной речи, учат образному мышлению, развивают внимание и логику. Психологи заметили одну интересную особенность. Даже дети с агрессивным поведением в сказках хотят быть положительными героями, а значит, подсознательно, они тоже стремятся быть хорошими.
Читайте детям сказки, фантазируйте вместе, сочиняйте. И пусть у ваших сказок всегда будет счастливый конец!
Спасибо за прочтение статьи,ставьте лайки,подписывайтесь на канал,чтобы не пропустить новые публикации.