О Темпераментах.
Я написала эту статью в помощь родителям, для лучшего понимания деток, но эта статья поможет не только им.
Вы можете “примерить” описание разных типов темперамента на всех ваших любимых, родных, близких, друзей, коллег, что приведет к наилучшему пониманию друг друга и выстраиванию теплых, доверительных отношений.
Психологи утверждают, что темперамент нельзя воспитать и невозможно изменить
на «более удобный»,
его можно только принять и научиться взаимодействовать.
Я думаю об этом немного иначе, потому что не так все однозначно и нужно принимать к вниманию факторы, которые влияют на поведение ребенка.
Я поделюсь своим мнением в конце статьи,
а пока давайте познакомимся с самим понятием,
видами темпераментов и принципами взаимодействия с ними.
Темперамент - характеристика личности, которая определяет силу и скорость детских реакций на жизненные события, степень внешних проявлений эмоциональности.
По утверждению психологов, темперамент нельзя воспитать и невозможно изменить на «более удобный».
Задача родителя – научиться «сотрудничать» с темпераментом ребенка и, конечно, научить этому его самого.
Чтобы сильные стороны сделать прочной опорой в жизни, а о слабых знать и принимать в себе.
Сангвиник
Дружелюбный, общительный и жизнерадостный ребенок.
Он покладист и рассудителен, открыт и разговорчив. Обожает все новое. Охотно идет на компромисс.
Не боится трудностей и легко переживает неудачи.
Хорошо приспосабливается к непривычной обстановке.
Любознателен, легко усваивает новую информацию.
Быстро переключается с одного дела на другое, способен выполнять несколько дел одновременно.
На наказания в среднем реагирует спокойно, незлопамятен и малоконфликтен.
Принципы взаимодействия:
- Основной принцип - «доверяй, но проверяй!».
- Он обещает, НО далеко не всегда исполняет обещанное.
- Обращайте особое внимание на качество деятельности, не допускайте поверхностного выполнения заданий.
- Приучайте доводить начатое дело до конца.
- Формируйте устойчивые интересы.
- Обязательно хвалите, особенно заслуженно.
- Общайтесь с ребенком весело, с юмором.
Холерик
«Покой нам только снится!»
Холерик непоседлив, шаловлив, шумливый, несдержанный, суетливый, непослушный, вспыльчивый, драчливый.
Любит активные шумные игры и новые впечатления, охотно идет на риск.
Настроение неустойчиво, меняется по незначительным причинам.
Новую информацию он усваивает быстро.
Не умеет ждать и подавлять свои желания. Невнимателен.
Не хватает рассудительности и умения рассчитывать на свои возможности.
Склонен к игре на публику. Засыпает с трудом.
Хотите обсудить статью и задать вопросы?
Принципы взаимодействия:
- Основной принцип - «ни минуты покоя»: поддерживайте и направляйте кипящую энергию ребенка на полезные дела.
- Кропотливо приучайте ребенка доводить до конца начатое дело.
- Контролируйте бурные проявления ребенка, в этом помогают спокойные игры, выбор интересного хобби, занятия спортом.
- В связи с повышенной импульсивностью обращайтесь с особо спокойно и уравновешенно.
- Холерик лучше реагирует на спокойное, тактичное требование.
- Учите конструктивным способам выражения агрессии, умению владеть собой.
Меланхолик
Это тихий и чувствительный «Пьеро».
Он вдумчив, аккуратен, часто застенчив, и нерешителен.
Эмоционально неустойчив.
Причина — в особенностях функционирования нервной системы.
В детстве всего боится, особенно незнакомых людей и новой обстановки.
Опасается перемены мест и изменения уклада жизни.
Часто замыкается в себе.
При общении стремится быть в тени.
Наказание воспринимает как настоящую трагедию.
Мнителен, часто волнуется по пустякам.
Большое значение придает мелочам.
Часто отвлекается на посторонние предметы и не может сосредоточиться на главном.
Любая деятельность, в том числе игра, для него - работа, от которой он быстро устает.
Настроение изменчиво, движения скованы и часто суетливы. Речь тихая, но интонационно выразительная.
Долго готовится ко сну, плохо засыпает и с трудом просыпается.
Принципы взаимодействия:
- Основной принцип - «не навреди».
- Ласка, мягкость, тактичность – вот что ему нужно.
- Считайтесь с ранимостью психики ребенка – не кричите и не давите на него.
- Свое недовольство выражайте ровным, уверенным голосом.
- Чаще хвалите и не скупитесь на проявление искренних слов.
- Знайте, что у этого ребенка особая интуиция, и ему жизненно необходимо ощущать, что его любят.
- Чаще обнимайте и гладьте его.
- Помните о быстрой утомляемости, обусловленной слабостью нервных процессов – не перегружайте его развивающими заданиями, длительными играми или поездками, в процессе выполнения домашней работы делайте паузы.
- Не пугайте и не запугивайте своего ребенка.
- За страхи никогда не высмеивайте.
Флегматик
Он всегда невозмутим и спокоен.
У него замедленное, но сильное реагирование, медленное, но прочное запоминание.
Чувства ровные, постоянные и глубокие.
Он все делает обстоятельно, преодолевая все препятствия к достижению цели.
Свои решения не меняет, а если их надо отстоять, то он проявит максимум упорства.
Он очень предан своим близким и друзьям.
Не по возрасту миролюбив, по возможности уходит от борьбы, предпочитая не рисковать.
Его речь нетороплива, выразительна, но без многочисленных жестов и яркой мимики.
Засыпает быстро, а вот разбудить его непросто, после сна ходит сонный, вялый, словно недоспал.
Не любит перемен, очень медленно привыкает к новой обстановке и длительное время адаптируется к детскому коллективу.
Из-за низкой скорости протекания нервных процессов ему требуется много времени для усвоения новой информации.
Все навыки у него также формируются с трудом и очень длительное время, но надолго.
Принципы взаимодействия:
- Основной принцип - «не торопи».
- Помните о том, что этот человек не может работать в условиях дефицита времени, ему нужен индивидуальный темп, его нельзя подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело.
- Не требуйте от своего ребенка высоких скоростей.
- Важный навык - рационально распределять время.
- Не давите на него, так как под давлением со стороны взрослых он лишь становится еще неповоротливее и пассивнее.
- Важно вырабатывать способность быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой.
- Но это все равно будет происходить медленно.
- Флегматикам особенно важно иметь контакт с чувствами и выражать их.
Я считаю, что нет плохих темпераментов.
У каждого темперамента есть свои плюсы и минусы.
Минусы нужно лишь перевести в плюсы.
»
Это возможно:
Увидеть в медлительности флегматика такие позитивные качества, такие как серьезность, вдумчивость и ответственность за принятие решений в жизни.
А в чувственности и ранимости меланхолика раскрыть интуитивные способности, которые даны ему с рождения.
Направить кипучую жизненную энергию холерика
в "мирное русло, поддержать и раскрыть его лидерские качества.
И в сангвинике распознать и проявить качества переговорщика!
«
Еще я бы посмотрела на поведение ребенка через призму их родителей.
Дети до 12 лет находятся в поле родителей и если у родителей проблемы в коммуникации друг с другом или с миром, то ребенок показывает это вам своим поведением.
И первое что я делаю, когда ко мне приходят родители и жалуются что ребенок болеет, плохо учится, грубит и так далее - я работаю с обратившимся ко мне родителем.
И ситуация с ребенком улучшается!
Холерик становится более спокойным, сангвиник ответственным, а флегматик и меланхолик более радостными.
Дети приходят в наш род не случайно.
Они служат нашему роду, а род их подпитывает и поддерживает.
Но иногда случается “поломка” в родовой системе и ребенок “проигрывает” сценарий кого-то забытого и не принятого в нашем роду.
Тогда мы делаем семейную расстановку, признаем всех забытых и даем им место, расставляем всех по своим местам и ситуация улучшается!
А вот темперамент вашего любимого человека или ваших родителей действительно уже изменить нельзя, можно лишь понять и принять.
И когда вы знаете кто по темпераменту ваши близкие и принимаете их такими, это гармонизирует ваши отношения.
Ну что можно взять с вспыльчивого холерика или занудного флегматика?
Только принять их такими какие они есть и подумать как их качества использовать в “мирных целях”.
Узнали себя или кого то из ваших близких?
Хотите это обсудить или у вас появились вопросы?
Напишите мне.