Здравствуйте, дорогие читатели «Вятского Хутора» − канала о возрождении старинного крестьянского дома и жизни в нём. Да, мы живём здесь. Некоторые читатели удивляются этому факту и, порой, даже не верят. Кто-то вовсе называет нас за это «тунеядцами».
Пусть что хотят, то и думают. Не вижу смысла кого-то переубедить, поскольку они всё равно будут видеть лишь то, что сами хотят увидеть.
В этой статье мне вновь хочется подробнее поведать про нашу деревню и условия жизни в ней. Тем более, что достаточно регулярно стали появляться просьбы об этом.
Жилые дома и соседи
Мы живём в красивейшем уголке России − Южной Вятке. Некогда большая деревня, растянувшая одну улицу вдоль небольшой речки, а вторую − рядом с оврагом, из стенок которого бьют родники. Поселение очень старое, По данным 1-й ревизии 1722−1723 годов оно числилось починком и насчитывало 14 дворов.
В 1926 году здесь стояло 89 дворов и проживало 433 человека.
В настоящее время жилых дома всего четыре: постоянно живём мы, сосед-фермер и семья пенсионеров на второй улице. Кроме того на краю деревни работает пчеловод, периодически ночуя на пасеке. Из этого абзаца можно сделать вывод, что соседи у нас имеются. Расстояние между жилыми домами самое оптимальное. Вроде и в пределах видимости друг от друга, но можно косить, пилить и делать другую шумную работу, не мешая кому-либо.
Опять же и нам никто не мешает. Ведь режим дня у нас плавающий. Мы можем лечь спать в 4 часа утра и проснуться в 12 дня, а можем уснуть в полночь и встать в 6 часов утра. Это зависит от дел, загруженности, работы и учёбы. Бывает, нужно рано утром быть в городе или по срочным вопросам уехать в Киров.
Дороги
Весной и осенью к нам в деревню попасть весьма непросто. В период весенней распутицы, когда сходит снег и начинается грязь, мы ставим наш маленький снегоход на стоянку и два километра от ближайшей деревни идём пешком. На этот период стараемся запастись провизией: крупы, мука, соль, сахар, консервы. Два подобных периода уже за плечами. Необычно ощущать себя отрезанным бурными потоками талой воды и непролазной грязью от цивилизации. Благо, длится такое время недолго − где-то 10-14 дней.
С осенней распутицей и раскисшими «грунтовками» после дождей отлично справляется Нива. Мы стараемся поддерживать этот старый советский внедорожник 1984 года выпуска в исправном состоянии. Без него представить жизнь в деревне невозможно. Весной как раз приобрели на него новый комплект «вездеходовских» шин, чтобы машина без труда преодолевала все препятствия. Конечно, в мечтах поменять машину, взять что-нибудь поновее и грузоподъёмнее. Однако такой возможности нет. Цена обычной Нивы уже перевалила за миллион.
Летом дороги хорошие, в деревню можно попасть даже на легковой машине. Грузовые машины с зерном, силосом и сеном укатывают грунт до состояния асфальта! Все поля в округе обрабатываются, в соседнем посёлке функционирует крупное сельскохозяйственное предприятие.
Зимой мы пересаживаемся на маленький снегоход. Без него в деревню на машине не попасть − дорогу расчищают от снега лишь до границы деревни. Далее − либо пешком, либо на снегоходной технике. Только пешком не унесёшь стройматериалы. Поэтому для продолжения работ по возрождению дома был приобретён мини-снегоход. Грядущая зима станет для него третьей по счёту.
«Цивилизация»
Конечно, в нашей немноголюдной деревне нет ни магазина, ни медпункта. Зато всё это имеется в соседних населённых пунктах. До медпункта рукой подать − всего два километра. Там же продаются лекарства.
До магазинов чуть дальше − 3-4 километра. В посёлке есть два магазина, где на прилавках имеется полный набор продовольственных товаров. В другом же есть и хозяйственный отдел. Но чаще мы ходим в магазины в городе, «затариваясь» продуктами на неделю вперёд.
Там же работает почтовое отделение. Бывает, мы отправляем посылки с заказами в нашем интернет-магазине там. Знаете, в сельских магазинах, почтовых отделениях какая-то своя особая атмосфера. Добрая и домашняя, что ли?
Ещё в посёлке есть школа. Недавно меня звали туда работать, преподавать историю и обществознание. Когда-то в детстве я даже ходил туда в летний лагерь. В этой же школе мои мама и бабушка преподавали русский язык и литературу.
Кстати, в этот посёлок совсем недавно проложили новую асфальтовую дорогу. Раньше это была просто брусчатка, сделанная при царях, «закатанная» в советские годы в асфальт. Теперь дорожники буквально переделали, трассу построили буквально заново.
Работа
Конечно, работы у нас в деревне нет. Зато её можно найти там же − в соседних сёлах и посёлках. Мы работаем удалённо, через интернет. Наш технически развитый век позволяет жить на природе и трудиться здесь же, дома.
Журналистика, редакторское дело − всё это возможно прямо в деревне. Был бы лишь интернет. Ещё ведём блоги, в том числе этот. Они − неплохое подспорье в восстановлении дома.
Мы не привыкли сетовать на отсутствие работы. Есть большое желание создавать эту работу самим и предложить её другим.
К примеру, открыли магазин, где выставляем собственноручно произведённую продукцию: чай, мёд, столярные изделия. Стараемся двигаться вперёд и совершенствоваться.
Город
От нашего старинного дома до районного центра города Уржума всего двадцать километров! Только проезжаю я их куда быстрее, чем добирался на работу из Нововятска в центр Кирова.
Там есть всё необходимое: магазины, больница, поликлиника, музеи, предприятия, пункты выдачи, и т. д. Уржум − это замечательный красивый город с богатой историей. На моём небольшом поисково-истоическом сайте есть подробная статья про малую Родину. К сожалению, в настоящее время городок переживает не лучшие времена: отток населения, закрываются предприятия. Но мы верим в лучшее и своими руками, стараемся делать мир вокруг себя лучше.
Вывод
Жить в такой полупустой, но родной деревне можно! Да, есть некоторые трудности, необходим проходимый транспорт и снегоход. Но живём и трудимся мы в гармонии с природой и с собой. За плечами жизнь и работа в городе, поэтому сравнить есть с чем.
Не зря говорят: «Где родился, там и пригодился».
Друзья! Ваши слова поддержки − лучший источник энергии в нашем непростом деле по возрождению старинной крестьянской усадьбы. Поставив палец вверх и оставив комментарий, Вы помогаете каналу развиваться, а деревне − возрождаться. Спасибо!