Найти тему
ПОЗНАВАЯ ПРУССИЮ

Как кёнигсбергские девушки зарабатывали на ролевой модели «Дети.Кухня.Церковь» или история «Аквариума для девушек».

Еще в первой половине XVIII века Фридрих Вильгельм I разделил социальные роли мужчины и женщин в прусском обществе. Первые должны либо быть прекрасными солдатами, либо грамотными и педантичными чиновниками. Девушка же вопитывалась исключительно как хранительница домашнего очага и духовности для своего супруга и детей. Считается, что Вильгельм IIпервым лаконично сформулировал формулу женского предназначения, описывая достоинства своей жены: «Дети, кухня, церковь» (нем. Kinder, Küche, Kirche). В этой модели, многие века упорно закладываемой в ментальный код нации, девушка от рождения лишалась права на профессиональную самореализацию.

Восточно-прусская ремесленная школа для девушек, 1930 г.
Восточно-прусская ремесленная школа для девушек, 1930 г.

Прусские женщины оказались хитрее своих монархов. Желая изменить свою социальную роль, они не стали ей перечить, но сделали всё, чтобы начать зарабатывать на навязываемом сверху патриархальном образе «идеальной женщины». Так, в 1909 году в Кёнигсберге на Казернен-штрассе (ныне не существует, ориентир - пересечения совр. улиц Фрунзе и Клинической) открывается первая частная профессиональная школа для девочек. Она была организована Кёнигсбергской ассоциацией защиты женщин (нем. Königsberger Verein Frauenwohl), которую возглавляла Полина Бон, внучка оберпрезидента Пруссии Теодора фон Шёна. В уставе этой организации было прописано: «выступает за высшее и дальнейшее образование женского пола в научной, коммерческой и экономической областях и за права женщин».

-2

Первый курс прошло 34 девушки, которые смогли себя называть профессиональными домохозяйками, экономками и воспитательницами. Спрос на них оказался настолько большим, что в школу выстраивались очереди, а к концу 1920-ых годов число воспитанниц приближалось к отметке в 1200 человек. К таким масштабам ни учебное заведение, ни сам город не были готовы, поэтому в срочном порядке пришлось строить новое здание.

-3

Для возведения первого женского профильного государственного учебного заведения, которое получило название «Восточно-прусская ремесленная школа для девушек» или сокращенно OMGS(Ostpreußische Mädchen-Gewerbeschule), была выделена земля на северо-восточном углу улиц Бетховена и Шуберта (современный адрес: ул. Кирова, 7). Строительство доверили архитекторам Гансу Хоппу и Германну Лукасу. Проект в модном тогда стиле «баухас» был реализован в 1928-1929 годах, обучение началось в 1930 году.

-4

Стоит отметить, что на тот момент Ганс Хопп уже был ведущим архитектором Кёнигсберга. Он родился в Любеке в 1890 году, учился в технических университетах Карлсруэ и Мюнхена. В 1913 году переехал в Восточную Пруссию. Год работал в Мемеле (ныне – Клайпеда), затем отправился на покорение Кёнигсберга. Здесь он открывает собственное архитектурное бюро и получает должность, изменившую жизнь – начальник технического отдела «Немецкой Восточной Ярмарки Кёнигсберга» (нем. Deutsche Ostmesse Königsberg), которая была главной надеждой Кёнигсберга на улучшение экономического положения после Первой мировой войны и изоляции от Германии посредством Польского коридора. Ганс лично проектировал здания «Торгового Двора» и «Дома Техники». Уже этими работами он приучил Кёнигсберг к восприятию стиля «нового строительства», знакомя с модным тогда «баухаусом» и готовясь внедрять свои любимые кубические формы.

Как позже скажут архитекторы, во время строительства «Восточно-прусской ремесленной школы для девушек» Хопп будто «играл в кубики». При этом он не формирует традиционный закрытый блок, а использует этакие просвет в виде «окна» у центрального входа. Этот приём вскоре станет весьма популярным (не потерял свою актуальность и сейчас). Доминантой здания является высокий пятиэтажный «куб», от которого отходят такие же прямые «крылья» меньшей этажности. Чтобы подчеркнуть кубизм, Хопп отказывается от принятых в Восточной Пруссии массивных крыш, используя плоскую, так любимую уже в советском Калининграде. Здание не имело декоративных украшений, а для отделки фасада применялась штукатурка, плитка и сине-фиолетовый клинкерный камень.

-5

Реализованный вид оконных проёмов – ещё одна новинка для Кёнигсберга. Вместо деревянных рам Ганс использовал длинные сквозные проёмы, где оконные стёкла установлены в узкие металлические профили. Именно это решение и дало учебному заведению народное прозвище «Аквариум для девушек». Второе имя отражало профиль школы – «Академия клопсов» (от названия одного из главных блюд Кёнигсберга).

-6

Прямые, деловитые формы, лишали здание женственности, поэтому сгладить это решено было посредством небольшого зеленого участка у центрального входа с бронзовой скульптурой «Шагающей девушки», работы известного кёнигсбергского мастера Германа Брахерта. К сожалению, в период нацистской Германии этот скульптор попал в опалу, его работы были причислены к категории «дегенеративного искусства» и подлежали уничтожению или запрету на всеобщий показ. Так произошло и с данной работой.

-7

Лестничная клетка в пятиэтажной кубической башне вела в коридоры с учебными помещениями. В «крыльях» располагались аудитории различной величины. Кабинеты для практических занятий были обустроены всеми последними моделями кухонной техники. Учебное заведение располагало собственным просторным конференц-залом и большой библиотекой.

-8

При школе открыли интернат для девушек, комнаты которого связали с открытой террасой на крыше. Кто-то любит радовать девушек цветами, а Хопп подарил им солнечные ванны.

1951 год.
1951 год.

Здание пережило Вторую мировую войну с незначительными разрушениями: со стороны двора была повреждена стена одного из блоков, местами осыпалась плитка. Был произведён быстрый ремонт: весь фасад оштукатурен и покрашен, добавились пристройки.

С 9 июля 1945 года в бывшем здании «Восточно-прусской ремесленной школы для девушек» открыт «Дом офицеров Дважды Краснознамённого Балтийского флота», который использовался для проведения концертов и театральных постановок, был центром культурно-досуговой работы, патриотического воспитания военных и членов их семей. С 2007 года архитектурное наследие имеет статус объекта культурного наследия регионального значения и по-прежнему принадлежит Министерству обороны.

© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).

Друзья, нам важно знать, что материал вам нравится. Для этого подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, поставьте лайк.