Как человек увлекающийся историей, я люблю не только читать, но еще и картинки рассматриваю. Естественно, исторические. И порой случается так, что просмотр картинок побуждает читать даже больше, чтобы выяснить, правду или нет изобразил художник на холсте.
Вот, например, рисунок 19 века, созданный французским автором, изображающий "Пленных французов ограбленных казаками по пути в Сибирь". Некогда один человек, увидивший это произведение, на моих глазах заявил, что автор рисунка лжёт потому, что:
а) пленных французов из армии Наполеона в Сибирь не гоняли
б) казаки не могли грабить французских пленных солдат, потому, что русская армия так себя не ведёт.
Допустим, подумал я, и начал читать и рассуждать. Вот, например, что такое Сибирь в понимании просвещенного француза 19 столетия? И что такое Российская Империя?
Здесь важно понимать, что между нами, современными, с малых лет получавших образование людьми и теми, кто жил в первой половне 19 века существует огромная пропасть в уровне и качестве этих знаний. И то, что нам кажется очевидным, было не столь очевидно для предков.
Итак, Россия, для читающего француза 19 века - огромная непонятная страна, внутри которой есть еще более непонятная и потому страшная область. Нечитающий француз же вообще о существовании России только догадывается . И все, что находится восточнее Москвы и Санкт-Петербурга для подавляющего числа европейцев позапрошлого века уже Сибирь. Ну, это то-же самое, как многие из нас сегодня придерживаются мнения, что в Мексике, нас безусловно убьют или ограбят. А в Африке обязательно покусает муха Цеце с последующим заражением лихорадкой Эбола. Поэтому, можно полагать, что автор рисунка не лгал, а искренне верил, как и попавшие в плен солдаты наполеоновской армии, в то, что по удалении на восток от Москвы их уводят в Сибирь - местность дикую, неизведанную, населенную страшными существами. И на французских картах того времени вся область расположенная восточнее Уральских гор именуется не иначе как "Тартария".
А если углубиться в поиск письменных источников по этой теме, то очень быстро можно обнаружить историю Илуя - пленного француза, этапированного аж до Алтая, где он прижился и где по сей день проживают его потомки. И сколько таких Илуев было отправлено в Сибирь......
Относительно второго утверждения: моральный облик русского солдата непоколебим и безупречен. Снимать одежду с пленных французов? - Ни в коем случае!
Однако, помним о том, что казачество в начале 19 века это не регулярная армия, а военизированное сословие, принимающее участие в войнах, живущее войной и зарабатывающее на войне. Все что казак добудет на войне есть трофей. И трофеи по праву достаются победителю. Поэтому никакой казак не грабитель. И вряд-ли у нас получится с колокольни сегодняшнего образованного гуманиста объяснить казаку начала 19 века, почему он не должен забирать себе добытые трофеи.
Приведу пару цитат из работы доктора исторических наук Венкова А.В. "Казаки против Наполеона. От Дона до Парижа":
- "Добыча, взятая с бою, даже одежда, снятая с пленного, рассматривалась казаками, как освященная правом войны казачья собственность."
- "на это Иловайский отвечал: "Нельзя, батюшка, я дал обет, если бог сподобит меня к занятию Москвы от рук вражьих, все, но побогаче, все ценное, доставшееся моим казакам, отправить в храмы божьи на Дон, а данный обет надо свято исполнить, чтоб не разгневать бога."
Вот о каких интересных исторических моментах можно узнать, просто увидев старый рисунок.
А вы говорите: "не может быть"!