Найти тему
Белинка. О книгах

Три книги с мистической атмосферой для чтения в Хэллоуин

Оглавление

Говорят, что чтение "ужастиков" имеет терапевтическое значение. Три романа, о которых мы рассказываем в этой подборке, выходят за рамки жанра хоррора. Эти книги с первых страниц погружают читателя в странную, медитативно-мистическую атмосферу, при этом заставляют задуматься о важных философских вопросах.

Йон Айвиде Линдквист «Впусти меня» (Азбука, 2011)

-2

Блакеберг – так называется новый, комфортабельный район на окраине Стокгольма. С самого начала он строился как «идеальный город» с четко продуманной инфраструктурой: между жилыми трехэтажными домами расположены огромные детские площадки, многочисленные пешеходные дорожки ведут жителей к обширным паркам. Только одного нет у «идеального города» - прошлого. За тридцать лет в районе не произошло ничего примечательного. И вот однажды история в виде страшной череды событий коснулась и этого тихого места. В конце октября 1981 года в Блакеберг приехала пара: мужчина и девочка. Очевидно, отец и дочь, - так решили соседи. Так решил и 12-летний Оскар. В школе мальчика травят, и он часто гуляет один, представляя, как отомстит обидчикам. Во время одной из таких прогулок он и познакомился с новой соседкой. Эли – девочка со странностями: она не мерзнет зимой и выходит гулять только после наступления темноты. Она с легкостью решила головоломку кубика Рубика, но не знает очевидных вещей, например, никогда не слушала рок-музыку. Чтобы войти в дом, ей нужно особое приглашение. А между тем, Блакеберг сотрясает череда «ритуальных убийств»… Так начинается одна из самых мрачных в мировой литературе вампирских саг.

«Впусти меня» Линдквиста не вписывается в обычный хоррор: тема вампиров показана без романтического флёра, напротив, здесь много весьма неприятных натуралистичных описаний. Нет в романе и банальных «борцов» со злом, выслеживающих вампиров с осиновыми кольями. Сила романа Линдквиста в том, что он написан очень реалистично и показывает зло как болезнь, которая разъедает отдельного человека и все общество. Нет, Блакеберг вовсе не «идеальный город», здесь и без вампиров было много жестокости, насилия и равнодушия.

Цитата:

«Я про все это. Про Блакеберг. Весь этот чертов город. Дороги, по которым мы ходим, места, люди – все это будто какая-то чудовищная болезнь, понимаешь? Здесь все не так. Вроде как думали, планировали, хотели построить идеальный город. А вышло все наоборот. (…) И теперь ходишь между этими домами и чувствуешь – нет. Нет-нет-нет. Здесь быть нельзя. Здесь что-то нечисто, понимаешь? (…) это как… как болезнь, въевшаяся в стены»

Книга в библиотеке: Линдквист Й. А., Впусти меня : [роман]. — Санкт-Петербург : Азбука : [Азбука-Аттикус], 2011. — 509, [1] с. ; 21 см. — (Экранизированный бестселлер). Инв. номер: 2324932-КХ

Кстати: первое издание книги вышло в 2004 году, а в 2008-м году вышла очень атмосферная экранизация романа (сценарий написал автор, режиссер - Томас Альфредсон), больше похожая на арт-хаус, чем на коммерческий хоррор.

Мариам Петросян «Дом, в котором...» (Livebook, 2014)

-3

На окраине города, среди длинных многоэтажных зданий, которые называют «расческами», стоит Серый Дом. На фоне высоких новостроек он кажется почти ветхим: трехэтажный бетонный короб с осыпающейся штукатуркой на хмуром, давно не крашеном фасаде. Однако Серый Дом не любят и обходят стороной не из-за внешнего вида: здесь живут особенные дети – колясочники, слепые, безрукие… Но это снаружи они – инвалиды, от которых отказались родители. Внутри Дома царит странный мир: одновременно жестокий и свободный, теплый и мрачный, таинственный и слегка безумный. Здесь идет борьба за выживание и влияние между отдельными группами и лидерами, и при этом завязываются крепкие дружеские связи. В Доме все получают клички: Слепой, Лорд, Табаки, Македонский, Черный, Сфинкс и др. На первый взгляд, это обычные подростковые никнеймы, а правила Дома и его мифология – своеобразная ролевая игра, в которую с удовольствием играют воспитанники закрытого интерната. Так, во всяком случае, думает «Курильщик» - мальчик, которого недавно выгнали из группы чистоплюев-«фазанов» за курение и ярко-красные кроссовки. Бунтарей в «первой» группе недолюбливают. Оказавшись в самой безумной «четвертой» группе, он знакомится со «старожилами» Дома и становится свидетелем и участником странных событий. Впрочем, все, что случается здесь, можно толковать двояко: в реальном и мистическом смысле. Некоторые «старожилы» вообще уверены, что Дом – живой, он умеет любить и по-своему заботится о своих преданных жителях. Но когда Дому кто-то не нравится – он превращается в чудовище, запутывает и уводит недругов «внутрь». Говорят, там, внутри Дома, таится целый мир, в котором все не так, как снаружи: слепому там не требуются глаза, а безрукий чувствует себя полноценным без рук. Мистической свободой и счастьем веет оттуда, будоражит мальчиков и девочек, проникая в их сны. Скоро в интернате выпускной – и не все воспитанники хотят выйти в «наружность», ведь там их никто не ждет. Вопрос в том, смогут ли они отыскать путь «внутрь» Дома? Примет ли их Дом?

Роман Мариам Петросян – чтение завораживающее, сложное, атмосферное, трудно интерпретируемое. Эту книгу можно отнести и к подростковой литературе, и к фэнтези, и к социальному роману, и роману взросления. Одно можно сказать с уверенностью: автор создала в «Доме» целый мир со своей мифологией, историей, философией, эпосом, героями. Этому миру веришь абсолютно - как в Средиземье или мир волшебников в «Гарри Поттере. Вселенная «Дома» тоже затягивает с первых страниц, но в отличие от фэнтезийных мир этот кажется болезненным, неопределенным, страшноватым.

Цитата:

«Каждый сновидец считает, что это место принадлежит ему одному. Что он сам его создал, что ничего плохого с ним здесь не случится. Чаще всего случается именно с ними. И они просто однажды не просыпаются».

Книга в библиотеке: Петросян М., Дом, в котором.... — Москва : Livebook, 2014. — 955, [4] с. ; 21 см. Инв. номер: 2365274-КХ

Эдуард Веркин «снарк снарк: дилогия» (Inspiria, 2022)

-4

Эту книгу уже окрестили русским «Твин Пиксом». Не только потому, что действие сконцентрировано в небольшом провинциальном городке Чагинске, но еще и потому, что этот огромный роман (два тома составляют более 1500 страниц) нужно читать как сериал – неспешно и внимательно. Как и в «Твин Пиксе», тайны здесь остаются до конца не раскрытыми, сама местность является мистической головоломкой. Что же такое этот Чагинск? Маленький городок, зажатый с двух сторон реками, а третьей стороной упирающийся в лес. В детстве Виктор приезжал сюда каждое лето к бабушке. Вместе с друзьями-местными – Федькой и Кристиной – ходили в лес, рыбачили, играли. Но после смерти бабушки, которая запретила Виктору возвращаться в Чагинск, он забыл сюда дорогу. И вот спустя 15 лет вернулся. Не из ностальгии – по делу. Виктор – исписавшийся писатель, который работает в жанре «локфика»: сочиняет к юбилеям провинциальных городков тексты для праздничных изданий об истории края. Понятно, что никто этих книг никогда не читает, зато деньги платят из бюджета приличные. Чагинск, как и большинство малых городов, обойден большой историей, но на дворе 2001 год – само время требует создания героической и патриотической мифологии. Да Виктор и сам не прочь вписать в историю Чагинска благородного адмирала Чичагина, от которого якобы и произошло название города (а вовсе не от чаги, как думали до сих пор). Однако в этот раз работа над книгой совсем не клеится: Виктору все время мешают внешние обстоятельства. Власти города пребывают в каком-то необыкновенно возбужденном состоянии: крупный инвестор хочет рядом с Чагинском построить большое предприятие, а взамен требует некоторых жертв… В это же время пропадают мальчики, их ищут в лесу, но не слишком-то усердно. В Чагинске никому нет дела до исчезнувших детей - все готовятся к светлому будущему и к пышным торжествам по случаю дня города. При этом местные то и дело пересказывают байки о «лешем», живущем где-то тут в лесу. Говорят, если он кого приметит – того уже не отпустит…

Название дилогии «снарк снарк» отсылает к абсурдистской поэме Л. Кэрролла, в которой персонажи отправляются на охоту за неким существом, но никто не знает в точности, как оно выглядит. В книге Веркина детективная интрига все время куда-то теряется, герои увязают в провинциальной абсурдной действительности – смешной и трагичной одновременно. Огромная дилогия Веркина, конечно, выходит за границы жанровой литературы, перед нами большой, серьезный роман об одичавшей русской провинции, которая от безнадеги заключает сделку со злом.

Цитата:

«В год в России пропадают тысячи. Некоторых находят, других находят позже. Остальных не находят никогда. Что происходит с этими людьми, остается тайной. В июне две тысячи первого года я соприкоснулся с тайной, и тайна меня отравила. Тогда я лишь почувствовал, на краткий миг ощутил, но сегодня я уверен – тогда единственный раз в жизни я столкнулся с настоящим злом. И, похоже, зло поставило на мне глубокую пробу»

Книги в библиотеке: Веркин Э. Н., Чагинск. Снарк снарк Кн. 1. — 764, [1] с. Шифр: 84(2=411.2)6-4; Авторский знак: В327; Инв. номер: 2442474-КХ(А); 2443454-КХ

Веркин Э. Н., Снег Энцелада. Снарк снарк Кн. 2. — 700, [1] с. Шифр: 84(2=411.2)6-4; Авторский знак: В327; Инв. номер: 2442475-КХ(А); 2443455-КХ

Кстати: роман Эдуарда Веркина «снарк снарк» вошел в шорт-лист премии «Большая книга-2023». Если книга вам понравится, вы можете проголосовать за нее в читательском голосовании на ЛайвЛибе

***

Никакая книга не приглянулась? Загляните в другие наши тематические подборки - возможно, там вы найдете что-то более интересное. Есть здесь, например, подборка жутких книг на Хэллоуин и обзор теплых книг для осенних вечеров.

Автор публикации: Анна Кузьмина, отдел фондов и обслуживания Библиотеки им. В. Г. Белинского (г. Екатеринбург)