Выпуск № 7.
Так как в результате бурных и весьма плодотворных обсуждений в комментариях к двум предыдущим выпускам была затронута тема фотографий этого рокового похода, то я решил несколько поменять порядок выхода публикаций. И сегодня мы с вами вместо разбора оставшихся двух статей «Вечернего Отортена» будем разбирать вопрос именно с фотографиями.
Доброго времени суток тем, кого в наше неспокойное и богатое на события время всё еще интересует разгадка перевала имени погибших туристов группы Дятлова.
Вот рассматриваешь фотографии похода, и сразу навевают тоску щемящие душу воспоминания из светлого Советского детства.
Как мы раньше жили? Без интернетов, без войн, без страха за своих близких. Без всего того, что нас сейчас окружает. Без бросающих в дрожь сообщений СМИ, без сводок с фронта.
С оптимизмом смотрели в будущее, а не готовили свои подвалы на случай возможных «прилётов».
Радостно гомонящими толпами ходили во Дворец пионеров и школьников, где в обязательном порядке, по мимо абсолютно бесплатных кружков по радиоделу, шахматно-шашечных, литературных, рисования и выжигания по дереву, обязательно имелся еще и фотокружок.
Нет, современной молодежи с навороченными гаджетами в руках не понять, каких трудов стоило изготовить хотя бы одну фотографию. И какая неподдельная радость охватывала тебя, когда наконец-то, после долгих манипуляций в освещенном лишь одним красным фонарем тесной фотолаборатории получался снимок понравившейся тебе девчонки с параллельного класса со смешными косичками.
Вот он, нашёлся все таки тот самый долгожданный повод подойти к ней, протянуть ей эту фотографию и наконец-то познакомиться.
После недолгого обучения в фотокружке как правило следовала «раскрутка» родителей на обустройство в семейной малогабаритной квартире своей собственной, личной фотолаборатории.
И начиналось.
Вот тут я изначально планировал сделать что-то вроде репортажа из музея фотографии. Где я буду показывать и детально рассказывать обо всех манипуляциях, которые необходимо было произвести, чтобы напечатать фотографию. Но так как шоу пока не состоялось, попробую всё это описать словами.
Прежде всего, нужно было зарядить плёнку в кассету. Делалось это в полнейшей темноте. Для подстраховки, чтобы плёнка случайно не засветилась, изготавливалась такая конструкция. Из шкафа доставалось зимнее пальто, застегивалось на все пуговицы. Внутрь засовывался фотоаппарат, коробочка с пленкой и кассета в сборе. Пальто сворачивалось и на всякий случай еще и плотно накрывалось одеялом. Руки просовывались в рукава, и начинался сам процесс зарядки. В этой кромешной темноте, исключительно на ощупь, потными руками открывалась коробочка с фотоплёнкой. Разворачивалась черная бумага. Разбиралась кассета. Пальцы плотно обхватывали рулон исключительно с торцевой стороны, чтобы не дай бог не замарать фотослой своими жирными отпечатками. Дрожащими от напряжения руками край пленки вставлялся в паз подкассетника и по кругу, по кругу, по кругу.
Потом кассету ещё нужно было правильно собрать, наощупь отыскивая её уже куда-то моментально запропастившиеся части. Открывалась крышка фотоаппарата, кассета вставлялась в специальные пазы. Часть пленки вытягивалась. Нужно было попасть краем пленки не только в защелку с противоположной стороны объектива, но ещё и правильно расположить её на зубцах протяжного механизма.
Крышка фотоаппарата захлопывалась.
Фууууу. Теперь можно было разбирать всю конструкцию из одеяла и пальто, и стирая со лба холодный пот наощупь пробираться по темной комнате к выключателю.
То ли дело сейчас. Достал гаджет из кармана, нажал на кнопку сбоку, нашёл иконку «фото», щелкнул по ней ногтем, и всё. Фоткай на здоровье.
До чего дошёл прогресс.
Вы думаете это всё? Зарядил фотоаппарат и готово?
Как бы не так. Это всё только начало процесса изготовления тех самых фотографий.
Пленку сначала надо было отфоткать. А это было совсем нелегко.
Нужно было не только приобрести фотоэкспонометр, но и научиться им пользоваться. А также разобраться с конструкцией самого фотоаппарата и объектива. Как то понять, что, где и когда устанавливать, где чего крутить, какую шкалу и куда двигать. Куда и при каком освещении наводить объектив.
Не забыть снять крышечку!!!
Наконец-то всё. Снимаемый объект в кадре (в данном случае девчонка с параллельного класса со смешными косичками), все настройки вроде бы на правильных позициях.
Щёлк!!!
Готово!!!
Аха, щас. Кадров то на плёнке 36. А сфоткан только один. Пока все кадры не будут отщелканы, пленку с фотоаппарата не достанешь. Жалко.
Это сейчас, навел гаджет, и клацай ногтем по кнопке сколько влезет. Тот сам всё наведет и сохранит.
Вот и фоткали только действительно значимые события, а не просто так нажимали на затвор фотоаппарата.
Но вот наступил момент, когда все кадры заряженной пленки отсняты очень интересными мгновениями жизни. Опять думаете, что на этом всё? Как бы не так.
Дальше нас ждёт уже знакомая конструкция из одеяла с пальтом.
Только вместо коробочки с плёнкой туда засовывается вот такой вот аксессуар под названием фотобачок.
Пленка в фотоаппарате перематывается на кассету до характерного хруста, фотоаппарат открывается и кассета из него достается.
Затем так же в полной темноте по старой схеме. Руки в рукава, фотобачок разбирается, край пленки зажимается в бобине и по кругу, по кругу, по кругу. Самое главное, что бы при наматывании витки плёнки не соприкасались друг с другом. А посмотреть то никак. Всё строго на ощупь. Всё как и при заряжании. Пот, дрожащие от напряжения руки.
Наконец пленка намотана на бобину, бачок собран, а пальто убрано обратно в шкаф.
Начинается процесс проявления плёнки.
Кухня, плита, ковшик с водой, термометр и набор реактивов.
Заливаем в бачок приготовленный из магазинного пакетика проявитель и крутим, крутим, крутим.
Сливаем.
Заливаем простую теплую воду. Для промывания после проявителя.
И опять крутим, крутим, крутим.
Сливаем.
Заливаем приготовленный закрепитель, фиксаж
И крутим, крутим, крутим за пимпочку.
Сливаем.
Заливаем теплую воду. Теперь уже для смывания закрепителя.
И крутим, крутим, крутим.
Сливаем.
Ноющими от напряжения пальцами разбираем бачок. Достаем пленку.
Куда ты её хватаешь?Аккуратно достаем, а не абы как.
Да, да, вот так. Пальчиками, строго по торцу. Разматываем и подвешиваем за край на веревку с помощью прищепки.
Уфффф. Готово.
А теперь лотерея.
Если всё было правильно сделано, то у вас на пленке будут негативы тех самых снимков, которые вы сделали.
Если нет, останетесь ни с чем.
Но и это ещё не всё.
Теперь негативы нужно с помощью специального оборудования перенести на фотобумагу, а не на флешку, как сейчас.
Ну что? Продолжать дальше описывать процесс изготовления фотографий, или вы уже поняли, к чему я клоню?
Думаю, что поняли.
Конечно же. Раз от раза человек набирается опыта в любом деле. В том числе и в изготовлении фотоснимков. Руки уже не дрожат. Движения становятся всё увереннее. Пальцы сами находят риски на шкале фотообъектива. Глаза автоматически замеряют расстояние и освещенность.
Но в отличии от современных способов «запечатлеть мгновение», в те времена этот процесс был всё таки и весьма трудоемким и долговременным.
Полномасштабная подделка фотографий похода, о которой толкуют сторонники версий «инсценировки», в принципе невозможна.
Это сейчас с навороченными компьютерными программами всё просто. Выделил нужный объект и мышкой перетянул его куда фантазии хватит.
А в то время нужно было найти или самому снять и изготовить негативы, отпечатать фотографии с пейзажем, отпечатать фотографии участников похода. Вырезать ножницами объект подделки. Вклеить его в пейзаж. Прикинуть, вписывается он там или нет. Если нет, то опять печатать фото объекта с большим или меньшим габаритом. Вырезать, вклеить, прикинуть.
И всё это исключительно через вышеупомянутые процедуры про «крутим, крутим, крутим....»
Даже для частичной подделки фотографий, к примеру вклеивания в них каких-то «левых» персонажей, требуется не только значительные усилия специалистов, что автоматически ведет к привлечению в эту «сверхсекретную» операцию «лишних» людей, но и весьма значительное время.
Ну если только к этому процессу высокопоставленными «инсценировщиками» не была подключена такая известная студия, как «Союзмультфильм». Только там высококлассные специалисты могли за недельку-другую осуществить весь этот объём подделочной работы.
И тут мы сталкиваемся с одним простым вопросом. А на хр&на оно им надо было? При такой-то полноте власти?
Это и есть тот самый ранее обещанный гвоздь для третьего блока версий.
Другое дело, частичная «корректировка». Причём корректировка не только места происшествия, но и большинства относящихся к этому делу документов и фотографий.
Малозатратна. Не требует особых усилий. Не требует привлечения «лишних» людей. Разве что одного знакомого специалиста из ближайшего фотоателье. За магарыч, естественно.
Берется вот такой (или подобный, даже вполне возможно, что и самодельный) аппарат для пересъемки фотоплёнок. Исходный материал протягивается мимо объектива. Нужные кадры переснимаются, ненужные нет. Всё просто.
Проявка, закрепление, промывка, сушка.
Еще раз переснимем уже готовую фотопленку, так как в первый раз у нас получились не негативы, а позитивы.
Отснятую таким образом плёнку уже не проявляем, а просто перематываем на кассету, переставляем её в фотоаппарат погибших туристов, и с закрытой крышечкой объектива отщелкиваем нужное количество кадров. С ближайшим вертолётом отправляем фотоаппарат на перевал.
Вуаля!!! Дело сделано.
Кто теперь докажет, что на плёнке из фотоаппарата имелись когда-то «криминальные» кадры?
Но накосячили. Всё равно накосячили. Видимо очень спешили, раз не хватило времени проверить, всё ли получилось.
Вот возьмём из УД пленку под №5.
Видите?
На кадрах №5-05, 5-19 и 5-20 имеется дефект проявления. Этот дефект возникает, если при проявлении витки плёнки в бачке соприкоснулись. В принципе, бывает.
Затем мы видим дефекты на кадрах №5-11 и 5-12.
Видите эти многочисленные черные пятна?
Это остатки от плохой промывки пленки при проявлении.
Однако ни на предыдущих, ни на следующих кадрах таких дефектов нет.
Это как, извините?
Одни кадры имеют такие дефекты, а соседние нет?
Так не бывает. Если бы пленка была целиковая, и подсохшие капли раствора остались на эмульсии, то они бы веером прошли по многим кадрам, а не только по двум избранным.
Про сбитую сюжетную линию снимков я вообще умолчу.
Перепутано всё, что только можно.
И объяснение этому феномену может быть только одно. Поддельные пленки , после удаления с них «ненужных» кадров, во избежание подозрений и лишних вопросов, необходимо было хоть приблизительно подогнать под эти самые 36 кадров. Которых любому фотолюбителю тех времен «было жалко». Вот и подгоняли, вставляя отдельные кадры в действительно сюжетные фотоснимки опытных фотолюбителей из погибшей группы Игоря Дятлова.
Так кто же мог провернуть такую операцию?
Исходя из найденного в альбоме снимка «уходящая из проекта Людмила Дубинина» можно сделать вывод о том, что именно Биенко принимал непосредственное участие в подтасовке этих фотографий.
Но ведь Биенко ни как не мог быть замешан в отправке заряженных фотоаппаратов на перевал.
Это значит, что в корректировке участвовала не одна, а две группы людей. Причем участвовала в разное время.
P.S. При анализе фотоснимков следует учитывать ещё одну деталь. Многие из этих фотографий «прожили» бурную и полную приключений жизнь. Их печатали, переснимали. Они путешествовали из альбома в альбом. Из них изготавливались траурные стенды на годовщины гибели туристов. Какие то из них проходили процедуры ретуширования и восстановления. А в наше время они беспощадно изменялись в компьютерном Фотошопе в угоду сногсшибательным версиям недалёких авторов.
P.P.S. Хотелось бы извиниться перед нашей любимой спорщицей Фридой Фокс за ту провокацию с фотоснимками, которую я устроил ей в предыдущем выпуске.
Все три фото действительно были сделаны во время одной из остановок тургруппы, только на разные фотоаппараты и с разных ракурсов.
Но при анализе этих фотографий возникает один интересный вопрос.
На них мы видим только присевших перекусить Зину Колмогорову, Семена Золотарева и Колю Тибо, который занят очищением лыж от налипшего снега и подгонкой лыжных палок. Так же видны и запасные лыжи с верёвкой. Прибавим ещё самого фотографа. Итого получается, что на всех этих фотографиях только четверо туристов?
А вот куда на этой остановке подевались остальные участники похода?
Берегите себя.