Сегодня будем разбираться с мотобуксировщиками. Какой выбрать? Чем они отличаются? Почему самый мощный – не самый хороший и так далее.
1. Мотор и мощность. Коробка.
Выбор мотобуксировщика стоит начать с выбора мотора. Мощность двигателя напрямую влияет на количество груза, который он сможет увезти.
Для мотора 6.5 лошадок оптимальная нагрузка в сцепке будет около 120-140 кг. Немного, но для одного взрослого и небольшого груза достаточно.
Для моторов 8-9.5 лошадок оптимальная нагрузка будет в районе 160 - 180 кг. А 11 коней хорошо тянут грузы до 200-230 кг.
Самая популярная мощность - 15 лошадиных сил. Такой двигатель тянет трёх человек. Или грузы на 250-300 кг.
Существуют моторы 18.5 и 20 лошадей, но такие ставят редко из-за слишком большой мощности. Да, тяга солидная, но нужна она очень редко.
С мощностью определились, какую коробку передач выбрать? Варианта здесь два: автомат с редуктором или вариатор сафари.
Редуктор ставится на маломощные моторы до 9 лошадиных сил. Он позволяет плавно трогаться, но плохо переживает сильные нагрузки. И ремонт стоит дорого. Зачем тогда вообще его ставят?
Всё дело в том, что мотобуксировщики с такой мощностью используются для поездок по открытой местности с небольшим количеством сложных препятствий. Например, для поездок по замёрзшим водоёмам, но про это мы поговорим подробнее далее. Плюс вариатор плохо работает с маленькой мощностью.
Вариатор устанавливается на моторы от 9-11 лошадиных сил и более. Он немного дёргается на старте, но позволяет получить максимум от мотора. Плюс из поломок у него – только ремень, как правило. К большим нагрузкам можно отнести езду по глубокому пухляку и преодоление ледяных торосов. Подробнее, опять же, чуть-чуть попозже.
Какого бренда брать мотор? Сейчас, чаще всего, устанавливают китайские моторы Lifan. Иногда можно увидеть двигатели Zongshen. Японские или американские сейчас достать почти невозможно. Да и запчасти на китайцев можно найти где угодно, поэтому выбор очевиден.
Расположение мотора. Самый распространённый вариант – переднее расположение мотора. Благодаря такому расположению итоговая развесовка получается оптимальной. Причём без разницы, используете вы лыжный модуль или обычные сани в сцепке.
Заднее расположение мотора будет удобно тем, кто планирует поездки по сложному рельефу. Из-за большого угла атаки получится без проблем переезжать через препятствия, такие как брёвна.
2. Подвеска и рама. Теперь разберёмся с подвеской и рамой мотобуксировщика. Встречаются три варианта подвески: катки, склизы и пневмоколёса.
Самое распространённое и универсальное решение – катковая подвеска. С такой подвеской мотобуксировщик может ехать и по неглубокому снегу, и по льду, и по земле. Плюс катки делают поездку мягче, выступая в роли амортизаторов. Стоит сказать и про минусы: попадая внутрь, снег постепенно забивается в катки, что повышает затраты мощности мотора на прокручивание гусеницы. Как итог - больший расход бензина. При катании по глубокому снегу расход повышается значительно!
Склизы – идеальный вариант для передвижения по неглубокому и глубокому снегу. В отличии от катковой подвески, где снег только мешал, в склизовой подвеске он смазывает трущиеся детали и не задерживается внутри. Как итог – лучше проходимость, меньше расход топлива. Но если попытаться ехать не по снегу – вы быстро убьёте специальное покрытие, которое обеспечивает скольжение. А без него мотособака превратится в полтора квадратных метра недвижимости.
Третий тип подвески – пневмоколёса. Встречается очень редко, не подходит для низких температур из-за повреждения резины. Но хорошо показывает себя в заболоченной местности.
Отдельно хочется сказать про раму мотобуксировщика. Какую выбирать: металлический профиль или цельный лист? Тут на ваш вкус, особой разницы, на самом деле, нет. Сейчас мотобуксировщики собираются достаточно хорошо, чтобы игнорировать этот вопрос. Но если вы видите, что рама – это набор криво сваренных железяк, тогда стоит выбрать другую модель.
3. База.
Итак, с типом подвески определились. С видом рамы тоже. Насколько большим должен быть мотобуксировщик? Ширину гусеницы разберём чуть-чуть попозже, сейчас определимся с длиной базы. Встречаются три варианта: короткая, средняя и длинная.
Длина 1200-1250 мм – это короткая база. Такие мотобуксировщики выбирают, если он должен помещаться в машину. Или нужна мотособака для поездок по льду без сложного рельефа. Мотор на такую базу ставится тоже небольшой – до 9 лошадиных сил. Короткая база обеспечивает лучшую управляемость, но устойчивость и проходимость хромают. Почти всегда на мотобуксировщик с короткой базой ставят узкую гусеницу 380 мм.
Средняя база – это длина 1450-1500 мм. Оптимальное соотношение проходимости и манёвренности. Чаще всего мотор на такую базу ставится от 11 до 15 лошадиных сил, так как двигатели меньшей мощности просто не смогут нормально проворачивать длинную и широкую гусеницу. Кстати, по ширине чаще всего устанавливается гусеница 500 мм для дополнительного улучшения устойчивости.
1650 мм и больше – это длинная база. Управляемость так себе, вес большой, но мотор можно поставить мощный. И гусеницы пошире. В итоге получится очень тяговитый и проходимый мотобуксировщик для решения сложных задач.
4. Гусеница.
Отдельно подробнее рассмотрим выбор гусеницы. И здесь всё относительно просто – чем больше ширина, тем лучше проходимость. Чем меньше ширина – тем лучше управляемость. Чаще всего можно встретить гусеницы шириной 380 мм, 500 мм, 600мм и 2 по 380 мм, то есть спаренные. Чем больше гусеница, тем большая мощность мотора потребуется, чтобы её провернуть.
Чтобы лучше понять, какую гусеницу выбрать, нужно определиться с местностью, на которой вы будете ездить.
Вариант 1 - Замёрзшие водоёмы. Здесь можно использовать гусеницу любого размера, но чаще всего берут 380 мм, иногда 500 мм, но не больше, так как не нужна большая проходимость.
Вариант 2 – Заснеженное поле. На открытой местности хорошая манёвренность не так важна, как проходимость и устойчивость. Поэтому гусеницы 500, 600 и даже 2 по 380мм можно спокойно использовать именно в открытом снежном поле.
Вариант 3 – Зимний лес. Заснеженный лес – это самый сложный вариант. Нужен баланс между проходимостью и манёвренностью, поэтому для леса чаще всего берут 500 гусеницу. Если снега мало – можно рассмотреть вариант с шириной 380 мм.
Вариант 4 – Голая земля. Если ездить не по снегу, а по земле – тогда брать мотобуксировщики с широкой гусеницей невыгодно – будет слишком большой расход бензина. Но маломощный мотор мотособаки с узкой гусеницей может быть слишком слабым для движения по земле. Оптимальное решение - 500 мм.
5. Дополнительные опции.
Нужен ли задний ход? А аккумулятор? Подогрев ручек? Сейчас и разберём.
Задний ход - штука полезная, для катания по лесу. На открытой местности толку от него не будет, только вред из-за возросшей массы мотора.
Аккумулятор с электростартером добавляют комфортный запуск мотора, хоть и увеличивают общую массу. Но стоит внимательно следить за зарядом АКБ, так как генераторы у китайских моторов медленно и слабо подзаряжают АКБ.
Подогрев ручек, безусловно, приятная вещь в поездке. Вместе с ветрозащитными верхонками рукам будет очень тепло.
Дополнительное освещение. Сейчас на мотособаках почти всегда ставят нормальный свет с завода, но если вам мало – никто не мешает поставить лампу поярче.
Тормоз. Как ни странно, но тормоз на мотобуксировщике штука... не совсем полезная. В основном торможение происходит об поверхность, по которой вы едете. И тормоз нужен только для дополнительной фиксации на стоянке. Например – на склоне.
Чехол на мотор. Продаются готовые чехлы на мотор для защиты его от попадания снега и воды. Полезная вещь, если у вас есть нормальный капот и вы хотите сохранять мотор в чистоте.
Капот. Да, он бывает металлический и тканевый. Тканевый легче, но почти не защищает от веток и прочего.
6. Полезные элементы конструкции.
В заключении хотелось бы рассказать о нескольких удобных фишках в конструкциях мотобуксировщиков.
Отсекатель снега уменьшит попадание снега с гусениц на капот и мотор. А если есть ещё бампер-рукоятка, то и переносить будет проще.
Резиновый низкий брызговик защитит вас и ваш груз от снега из под гусеницы.
Изменяемый угол атаки полезен для подготовки мотособаки к разным стилям езды – по буеракам или по ровному.
Мотор на подушках. Между мотором и рамой устанавливают резиновые проставки для уменьшения вибраций, которые передаются на раму. Меньше вибраций – комфортнее поездка.
Двухопорный кронштейн для вариатора. Он надёжнее одноопорного, но встречается редко на новых моделях, только на дорогих.
7. Заключение.
В заключении хотелось бы сказать, что идеального мотобуксировщика не существует. Точно также, как и идеального автомобиля. Нельзя прийти в магазин и сказать: дайте мне лучший. Ведь для каждой задачи нужно своё решение. А иначе, либо ваша мотособака не будет справляться с поставленными задачами, либо вы переплатите во время покупки и содержания. Поэтому к выбору мотобуксировщика стоит подходить с умом и точным осознанием целей, которые этот самый мотобуксировщик будет решать.
Спасибо, что дочитали до конца! Не забудьте поставить лайк и поделиться вашими мыслями в комментариях.
Подпишитесь на этот канал - будьте в курсе всех новостей и выбирайте лучший транспорт.
Наше Телеграм-сообщество о мото- и квадро- технике: "Мотор и колеса"