Академик Гинцбург дал интервью известному изданию, где рассказал, когда на самом деле появился “Спутник”, почему система госзаказа портит жизнь и чему научила пандемия. СМИ растиражировали только лишь характеристику Спутника, упустив много интересного, например это…
Меняются штаммы SARS-CoV-2, легче течёт ковид, но «отдалённые последствия при длительном COVID-19 остались теми же. То есть количество инфарктов, инсультов, которые возникают благодаря инфицированию этим вирусом, нисколько не уменьшилось».
«Исходный “Спутник V” защищал нас с вами от COVID-19 в течение первых двух лет, то есть с момента регистрации, с августа 2020 где-то до июля 2022 года. Начиная с середины лета 2022 года, когда появились варианты «омикрон» 1, 2 и 3, эффективность “Спутника V” упала в 8 раз. А когда появился омикрон-4, 5, эффективность упала уже раз в 20. А когда появился XBB.1.5-вариант омикрона, это было в январе 2023 года, “Спутник” перестал защищать просто совсем».
Новая вакцина на основе XBB.1.5 уже проходит клинические испытания, «10 декабря мы получаем регистрационное удостоверение», но в соответствии с законом, «11 декабря мы начнём нарабатывать серии, а потом их проверять <…> в гражданский оборот новый “Спутник” поступит в марте».
Интраназальной вакцины, которой прививали президента, не будет, хоть по распоряжению Путина выделили деньги на её исследование, которые Минздрав довёл до Центра всего 3 месяца назад, «все выделяемые федеральные деньги, по закону, должны быть одобрены Российской академией наук. Так вот, Российская академия наук написала, что никакой актуальности она в этом не видит», из-за отрицательной рецензии РАН деньги на исследование заблокировали.
«Конечно, там сидят знающие и образованные люди, которые прекрасно понимают, что назальная вакцина даёт принципиально новые возможности. <…> даёт стерильный иммунитет. <…> человек, который таким образом вакцинировался, не является дальнейшим переносчиком возбудителя. А тот, кто вакцинировался инъекционно, — является. <…> в эпидемиологическом плане именно назальная вакцина прерывает цепочку передачи».
В РАН считают, «что в конце 2024 года оценить её эффективность против вариантов коронавируса, которые будут циркулировать в будущем, не представляется возможным. А исследование рассчитано на 16 месяцев».
«Глава Pfizer Альберт Бурла вообще сделал гениальную вещь: когда американская FDA запретила старый антигенный состав и сказала, что только новый надо вводить людям, глава Pfizer весь старый запас препаратов вывез в Европу. Он заключил с ЕС договор, и они у него все купили, так как европейский регулятор только через 5-6 месяцев ввёл запрет на старый антигенный состав. Я считаю, что в экономическом плане это совершенно гениальная идея. Вот кому надо было Нобелевскую премию по экономике давать».
Про сделанный ФМБА основе N-белка SARS-CoV-2 "Конвасэл": «N-белок коронавируса сейчас хорошо изучен, о нём написано тысячи статей в мире, но ни в одной вы не найдёте, что антитела, которые образуются на N-белок коронавируса, являются вирусонейтрализующими. Да, антитела образуются, но они никакого отношения к защите не имеют».
«Когда 20 апреля первый раз мы с министром здравоохранения Михаилом Мурашко рассказывали Владимиру Владимировичу о наших успехах, я, честно говоря, в этот момент уже был вакцинирован. И если представить себе такой фантастический вариант, что мы могли бы сделать вакцину за 40-45 дней, то действительно уже в апреле можно было бы начать всеобщую вакцинацию. В этом случае локдаун можно было бы не объявлять, сэкономили бы много денег».
«Почему мы успели сделать вакцину первыми в мире? Потому что у нас в холодильнике лежала вакцина против MERS — ближневосточного респираторного синдрома, вызываемого также коронавирусом. Вспышка MERS, напомню, была в 2013 году».
«Действительно время доведения до гражданского оборота вакцины можно сократить до 40-45 дней. Об этом, между прочим, во всех инструктивных документах пишут руководители нашей страны — и Путин, и Мишустин. Этого требует от нас реальная жизнь. Что же для этого нужно? Надо создать банк прототипов вакцинных препаратов против тех инфекций, которые передаются воздушно-капельным путем. <…> Два поколения директоров Института Гамалеи пытались донести идею необходимости создания Банка сывороток до руководства страны. Вот теперь я пытаюсь».
Узнавайте о всех важнейших новостях отечественного здравоохранения раньше всех на портале МирВрача