Суровый российский октябрь приносит новую местную музыку. Выбираем важные релизы, они не слишком длинные, много времени не отнимут, изучаем причудливую сферу интересов отечественных музыкантов, вслушиваемся в бит будущего, ведь впереди финал 2023 года. Вам же тоже нужны какие-то выводы по отечественным артистам, не правда ли?
Текст: @mixedarts
Порез на Собаке — «Произвол Ныряние»
Лучший русский диск осени — 36-минутный трип «Порез на Собаке», условно разделенный две сюиты «Произвол» и «Ныряние». Как часто бывает у электронных команд, развивающих свой успех интуитивно, новый релиз — это движение чуть вбок, привычные комсомольские считалочки в духе Агнии Барто или поэта Багрицкого с его «тлеет скарлатины тусклый огонек» появляется после психоделического музыкального фрагмента минут на пять. Здесь дабовое эхо, тру крайм, вольный стиль в изложении и сэмплировании.
Такой подход, как и формат песен на новом релизе, — это понятное желание артистов, столкнувшихся с чуть большей популярностью, чем ожидалось (а про «Порез на Собаке» постепенно начинают говорить люди даже в транспорте), увеличить дистанцию со слушателями метров где-то до полутора. Что-то похожее в 90-е проделали англичане Sneaker Pimps, по настроению, кстати, иногда вполне близкие «Порезу» в элегические моменты, когда изгнали вокалистку Келли Дайтон из соображений как раз некстати появившейся массовости и доступности.
В сохранность «Пореза на Собаке» мы верим, и тут относительно дистанции все решается не кадровыми перестановками, а демонстративно свободной формой изложения — помогает то, что музыканты издаются на лейбле «НИША», который на своих артистов не давит, да и не имеет, наверное, такого ресурса.
Мы совсем не случайно вспомнили про британский трип-хоп 90-х, который жил в тесном контакте с сэмплами старых блюзменов и рыдающими трубами с патефонных пластинок. Та музыка была, что называется «с придыханием», она была требовательной к слушателю и заставляла вникать его в звуковую ткань той или иной песни, она требовала многократного прослушивания, оценки деталей и текстур.
При иных обстоятельствах до фрагмента из старой некро-песенки «Как на кладбище Митрофановском» вы просто не доберетесь. Так что если вам нужно произвольное ныряние в новую талантливую музыку на руском — то вот, пожалуйста, «Порез на Собаке».
Уже 9 ноября группа «Порез на Собаке» выступят с большим концертом в Москве. Их ждет большой клуб на Павелецкой/ Серпуховской — 1930.
О других релизах «Порез на Собаке» — про «Ты порезался» (аудиоверсия в подкасте), про «Твоими молитвами».
Подкаст про музыкантов лейбла «НИША», на котором выпускается «Порез на Собаке».
Базар — «Бросок кобры»
Новые двенадцать минут с группой «Базар», о которой на этом канале рассказывается довольно регулярно. Получается, что мы с дуэтом и в горе, и в радости, так что как можно пропускать «Бросок кобры». Вдруг он смертелен?
Это не смертельно, как показал опыт прослушивания. В ход идет марьячное настроение в духе фильма «Отчаянный» — так что если вы внутренне Сальма Хайек из 90-х, разглядываете себе в зеркало с мыслями «какая же я красивая, кому же я достанусь?», но говорите при этом по-русски, приятный гомон «Базара» со скрипочками и акустическими гитарами для вас будет кстати.
Практическое назначение для этой музыки придумать сложно — очень интенсивный вокал и в принципе излишнее количество слов, но там, где музыканты чуть менее verbal, все очень в духе времени и свободно конвертируется — для разбора этого эффекта идеален трек «Магнитола», где приятно сосуществуют и самое лучшее, и самое худшее в группе «Базар»: ностальгический кринж, и тут в целом недалеко уже до Петра Налича, и невероятное чувство атмосферы, по которому в РФ им нет равных.
В текстах хватает виртуальных диалогов с музами, но альфа-вектор «Базара» так силен, что в совестливость лирического героя как-то не верится. Слушательницы наверняка почувствуют это острее. «Небо ушатано как выпускница на Чистых», — феминисткам такое точно не понравится.
Что у нас еще есть по «Базару»: «Лингва Франка», сингл «Бесит», «Плохой альбом», «Бадди Альварез», «Dos Bandidos»
Влажность — Sad Shit
Музыканты, которые находятся в поиске полного самоотречения и при этом остающиеся джентльменами, пусть и в максимально развязном режиме, — наши герои. Это и «крысиная стая» с Синатрой, и Afghan Whigs, и Stone Temple Pilots золотых времен с их апелляциями к Sex Type Thing. Новый релиз группы «Влажность» и ее фронтмена Никиты Соколова тоже из этой области — городские истории о том, как выбраться из под горы тел и разобраться с женскими образами, не покидающими голову. На длинноватой предыдущей пластинке «Мороз» все было пропущено еще и сквозь хип-хоп-биты, но более короткий и легкий для восприятия миньон «Sad Shit» немного проще и ярче.
Скоростной поп-панк, адресованный в основном девушкам, судя по всему, дарит темное вдохновение, как опасные героини из французского кино. Никита Соколов работает со своей аудиторией максимально честно, и сумма его заявлений складывается в фразочку из старой песни Грега Дулли: «Ladies, let me tell you about myself — I got a dick for a brain». Но это только по смыслу, по стилистике «Влажность» — это для аудитории, застрявшей где-то между Кобейном, Лил Пипом и, скажем, группой «Щенки».
Небольшой рассказ про другой альбом группы «Влажность» — «Терапия»
Три дня дождя — melancholia
Если не слишком следить за российским поп-роком, можно подумать, что «Три дня дождя» — это название какого-то старого пафосного фильма, например, по произведениям Маркеса, который ты не смотрел и не очень хочешь. Но иногда к фильмам такого рода интуитивно возвращаешься, чтобы убедиться — ты ничего не упустил. С музыкой тоже похожая история, и вот новый релиз от популярной группы «Три дня дождя», где в центре внимания меланхолия Глеба Викторова. Дип-хаус-звучки, пафос русского рока, кукольный женский бэк-вокал, поп-панковские вставки, гитарные соло на одной ноте под диско-бит — музыка для русских Мэшин Ган Келли и Меган Фокс. Музыка, которая, видимо, расправляет поклонницам «Три дня дождя» плечи и наглядно показывать, каких мужчин (лирических героев песен) следует сторониться, но, понятно, что их все равно в жизни не избежать.
Отношение к музыке «Три дня дождя» в целом зависит от того, какой позиции вы придерживаетесь — «простота хуже воровства» или «простота — равно «новая искренность». Постараемся избежать крайностей и заметим, что при всей заштампованности и навязчивом желании нравиться девочкам «Три дня дождя» — это музыка, которая может звучать, например, в автомобильной поездке, что называется, «для социальной связки». Приятно нафантазировать сюжет, в котором эту эмо-музыку слушает потусторонний драйвер с маниакальными намерениями на дэу-нексии где-нибудь около станции Нара. То есть — включайте фантазию, когда слушаете, и тогда может понравиться.
Сироткин — «Суперслабость»
«Не знаю о чем тебе спеть, чтобы ушла печаль», — сообщает Сергей Сироткин на новом миньоне «Суперслабость» в песне «Станем волнами». Не кажется ли вам, что слишком много буквы «с»? Это фантомное замешательство, поскольку в музыке группы «Сироткин» все настолько ладно и благостно, она эволюционирует настолько неумолимо, что даже появление Федука в кофейном инди-поп-треке «Никто не любит быть один» кажется не акцией по расширению охвата, а стечением апокалиптических обстоятельств.
Примерно так в захваченном инопланетянами Париже сталкиваются во втором сезоне сериала Apple TV «Вторжение» сталкиваются мальчик, условно похожий на Курта Кобейна, и его вражина, напоминающий Рика Эстли. В школе один другого практически убивал, теперь они вместе перед лицом неприятных инопланетных гостей, ведь действительно «никто не любит быть один». «Суперслабость» от группы «Сироткин», очень востребованной при лицензировании треков в русское кино (в том числе и про инопланетян), напоминает о себе деликатно — миньоном и явно перед большим концертным рывком, где артисты на территории РФ зарабатывают вменяемые деньги.
Концертный состав у «Сироткин» мощный, и логично, что людям нужно показывать песни с элегической мощью Coldplay («Не отвечай мне»), иначе адресаты композиций вообще забудут, что такое мурашки. Хорош для живого вариант и полуакустический финал «Тигры в темных очках», который вместе с единорогом на обложке транслирует небольшому релизу приятную кавайность — герметичные и внутренние такие немного блеющие фразочки отлично ложатся на ролики в соцсетях, провоцируют вовлеченность, учат быть добрее и чище. Но со стороны, конечно, хочется послушать, как «Сироткин» зазвучит не в стандартном туре с возвышенными песнями-молитвами, а в формате Хэллоуина а ля Empire Of The Sun с переодеваниями. Нет сомнений, что мастерство музыкантов в составе позволяет провернуть даже и не такое.
Тинатин Далакишвили в клипе «Сироткин» «Выше домов»