Найти тему

ЧТО ТАКОЕ «РЮ»?

«Стиль занимал центральное место в образе жизни самураев - одежда, доспехи, оружие, мастерство владения оружием и поведение на поле боя. В этом они мало чем отличались от рыцарей Франции и Англии. А вот в культурном мировоззрении они отличались очень сильно. Японцы были грамотным народом, и литературная культура самураев была очень развита. Величайшие дворяне Японии, жившие при дворе бессильного бога-императора, вовсе не стремились к военной славе, а стремились к славе литературной. Их пример задавал тон самураям, которые обычно хотели прослыть и фехтовальщиками, и поэтами... Поэтому величайшие воины феодальной Японии были также людьми ума, духа и культурных чувств».

Джон Киган, «История военного искусства».

Легко ответить, что это слово переводится как «стиль» или «школа», то есть определенный способ делать что-то.

-Но вы же не ожидаете, что журнал «Furyu the Budo Journal» закончит таким банальным ответом? Конечно, нет. Вот более трудный и сложный ответ. Конечно, «стиль» или «школа» - это хорошее сокращенное определение рю. Но если поразмыслить, то рю, прилагаемая к системе боевых искусств, включает в себя гораздо больше, чем просто «стиль» или способ выполнения действий.

Поток из источника

Возможно, когда вы впервые пришли в клуб боевых искусств, вы сразу поняли, что не все боевые искусства похожи друг на друга. Например, люди, занимающиеся тхэквондо, носят черные тренировочные костюмы и наносят много ударов ногами, в то время как в окинавском каратэ-до носят более простые белые костюмы и больше полагаются на короткие удары руками и ногами. А ещё есть ребята из ушу в своих мешковатых черных штанах и футболках. Потом было что-то под названием айкидо, где черные пояса носили большие широкие штаны и делали много замков на запястья и броски, но они отличались от тех парней из дзюдо, которые много боролись на матах, которые отличались от...

В общем, вы поняли. Во всех этих современных Будо уже есть масса различий. А теперь мы говорим, что можно ещё может больше конкретизировать классические боевые приемы Японии?

Да, в этом и заключается чудо азиатских боевых искусств. Столько вариаций. Можно подумать, что существует очень мало способов использовать своё тело или оружие, чтобы сбить противника с ног, учитывая, что физиология человека практически одинакова, но азиатские боевые искусства были разработаны для того, чтобы использовать тонкие вариации основных задач и концепций.

Именно эта тонкость в применении формы и является отличительной чертой рю и рюха, но мы забегаем вперёд. Во-первых, термин рю в японском языке происходит от китайского иероглифа, произносимого (по-японски) рю (или нагарэ, в альтернативном прочтении). Согласно моему словарю иероглифов кандзи, он означает «течь, струиться... система или школа». В Японии, когда рю добавляется к слову как часть школы искусства или боевого искусства, это означает конкретную систему или стиль этого искусства.

Таким образом, мы получаем Сито-рю каратэ, или «систему» Сито каратэ, Касима Синто-рю, или «школу», центром которой является синтоистское святилище Касима, Согэцу-рю, или систему составление букетов Согэцу, и т.д.

Во многих традиционных японских искусствах, которые зародились в эпоху, которую мы можем грубо соотнести к средневековью, основатель стиля пережил то, что было равносильно божественному откровению. Эти эксперты уже накопили обширный арсенал технических знаний благодаря изучению боевых приемов и фактическому опыту в бою и/или на тренировках. Но, исчерпав и достигнув пределов своих технических знаний, они сознательно проходили сюгё, или суровую практику, которая проверяла их разум, тело и дух.

-2

Часто сюгё проводилось в священных местах, таких как синтоистские святилища или буддийские храмы, или в укромных религиозных убежищах в дремучем лесу или на вершине горы, чтобы проникнуть в поверхностный слой физического мира и открыть тайны духовной вселенной. Подобно интенсивным практикам Дзэн, после исчерпания повседневных путей осознания, ученик, занимающийся сюгё в боевыми искусствами, достигает прозрения.

После этого периода интенсивных тренировок, молитв и воздержания, основателю должно было явиться видение, которое давало ему ключ к истинному овладению своим искусством. Часто это была простая фраза или очень элементарная техника (техники), откровение становилось ключом, который открывал всё последующие техники, которые разрабатывал основатель. Таким образом, откровением было тэнсин сёдэн (знание, ниспосланное с небес) или мусо (знание, полученное из небесного сна).

Таким образом, знание было небесно чистым, когда оно впервые передавалось от богов первому поколению. Если мы хотим, чтобы она оставалась ниспосланной системой, то она всегда должна возвращаться к этому человеку, основателю. Отсюда и термин рю, или нагарэ. Это возвращение к истокам стиля, который был божественным вдохновением.

Здесь есть разница в концептуализации, которую мы, современные люди, должны понимать. Большая часть современной интеллектуальной мысли утверждает, что мы движемся вперёд, ко все лучшему, ещё более прекрасному будущему, если только мы не экзистенциалисты, нигилисты или просто не впадём в депрессию. Как общество, мы, возможно, не обязательно верим в грядущий славный день христианского суда, но мы склонны думать, что знания и история линейны. Для многих традиционных азиатских культур время не обязательно является линейным. Это может быть повторяющийся круг или своего рода спираль, в которой столетия бесконечно повторяют определенные темы, точно так же, как сезоны муссонов каждый год приносят дожди на рисовые поля Юго-Восточной Азии. В одни годы идут обильные дожди, в другие - сухие, но время кажется повторяющейся спиралью.

Этот спиральный узор, гордиев узел причинно-следственных связей, был разрублен Буддой, который своим просветлением положил конец повторяющейся цепи реинкарнаций. Однако со времён Будды буддийская философия считала, что мы вступили в эпоху, называемую маппо, или эпоху, когда мудрость древних приходит в упадок. Поэтому будущее не обязательно лучше прошлого. В маппо последние нововведения не могут быть лучше изначального учения. Всё, что было после Будды, немного уступает Будде.

Японцам и в некоторой степени китайцам, особенно когда они находились в разгаре гражданской войны, казалось, что мир, безусловно, движется к разрушению.

Вы всё еще со мной? Что ж, тогда концепция распада и энтропии имеет отношение к тому, что такое рю. Видите ли, если вы не можете доказать, что у вас чистый поток из источника, прямая передача (дзикидэн) методов и концепций от основателя, получившего божественное наставление, то ваше боевое искусство - это вырождение. Таким образом, инновации ради «модернизации» или усовершенствования рю считаются деградацией. Именно поэтому рю стремится сохранить свои особенности, заложенные основателем.

Это не значит, что классические боевые рю неизменны, как музейные экспонаты. Если использовать аналогию с родниковым ручьем, то, если вода стоит на месте, река застаивается и превращается в помойную яму. Река должна «течь сквозь время». Каждый глава школы, якобы получивший прямую передачу, имеет право переосмыслить учение рю, если он остается верен её философским и техническим основам.

Так, Симидзу Такадзи, один из величайших представителей школы Синто Мусо-рю дзёдо в XX веке, разработал кихон (базовые техники), чтобы улучшить обучение своих современных учеников искусству владения посохом (палкой), вдохновившись видением Мусо Гонносукэ во время медитации на вершине горы Хоман. Симидзу систематизировал различные движения, характерные для многих ката, и разработал ряд базовых техник, которые служили вспомогательными средствами обучения, при этом он не изменил движений в самих ката.

Или, в качестве другого примера, в моей школе есть понятие куфуу-дэн. Хотя в Такэучи-рю есть система ката, насчитывающая несколько столетий, я недавно обнаружил, что в ней есть и другие приемы, явно добавленные последующими наставниками. Оригинальные ката остались относительно неизменными, но в результате обмена с другими рю и открытий, обнаруженных в ходе регулярных тренировок, последующие мастера и ученики высшего уровня разработали различные кихон для лучшей подготовки ученика. Такое наслоение техник, на мой взгляд, если оно сделано четко и обоснованно, является хорошим стимулом для сохранения и процветания рю.

В других классических школах такие дополнения классифицируются по-разному, один из терминов - гайдэн («внешнее» обучение, т.е. приемы, разработанные вне концепции основателя).

Таким образом, можно увидеть, чем типичная классическая рю отличается от современного до. В случае дзюдо и кэндо формальные ката разрабатывались комиссиями, которые руководствовались модернистской тенденцией, согласно которой всё всегда можно улучшить с помощью времени и человеческой изобретательности. Даже современное каратэ-до, сохраняя вариативность рю, попыталось выработать базовую стандартизацию с внедрением форм Хэйан (Пинан).

Поскольку такие ката разрабатывались (якобы) научным путём, они всегда открыты для доработок и переосмыслений. Хорошим примером может служить форма иай сэйтэй гата, разработанная в качестве стандартной формы для иайдо в 1970-х годах. С тех пор как меня впервые обучили ей, сэйтэй гата претерпела несколько изменений, причём все они были в «лучшую сторону».

В классической рю быстрые нововведения в ката были бы невозможны, так как в этом случае пришлось бы возиться с божественным вдохновением, и любые изменения должны были бы происходить не только в результате технического обоснования, но и в результате другого божественного откровения, или, как минимум, очень глубокого духовного поиска. А визиты божеств, конечно, всегда были довольно редкими, по крайней мере, реже, чем более популярные случаи похищения людей инопланетянами.

Рюха - это частица школы, т.е. разновидность рю, созданная одним из выдающихся учеников. Ученик не полностью разрывал с учением рю, а разрабатывал её разновидность, которая заметно отличается от первоначальной линии, сохраняя при этом основные черты рю. В этом случае рюха становится отличной от исходной линии, если хотите, притоком основной реки. Так, Тода-ха Буко-рю нагинатадзюцу является разновидностью Буко-рю1, точно так же Оно-ха Итто-рю кэндзюцу является разновидностью Итто-рю.

Рю и До

Из-за значительных различий между относительно недавно возникшими системами, в каратэ-до сохраняются системы рю. Таким образом, хотя в такой школе, как Сито-рю, есть ката Кусанку, она отличается от Кусанку в стиле Сётокан, которая будет отличаться от Кусанку Мацубаяси Сёрин-рю.

Дзюдо, как форма До («современный» вид боевого искусства, делающий упор на развитие ума, тела и духовности, а не на самооборону или боевые методы), - это просто дзюдо, и точка. У вас может быть стиль дзюдо Кодокан, стиль японского колледжа, олимпийский стиль, но поскольку он настолько всеобъемлющ, в дзюдо нет рю. Дзюдо настолько гибко в технике и настолько разумно в научном применении ориентированных на соревнования методов борьбы, что продолжает расти и совершенствоваться в плане технической сложности. На самом деле трудно по-настоящему внедрять инновации и создавать что-то совершенно «новое» в этом мире. Большинство из нас, мастеров боевых искусств в наши дни, просто не способны на такую ошеломляющую оригинальность.

То же самое с кэндо. Кэндо даже старше дзюдо как «современная» форма До, созданная комитетом и возрождённая современниками для достижения спортивных и философских целей. В то время как в кэндзюцу имеются рю, в кэндо есть только кэндо и его разновидности, разработанные конкретными учителями.

Первоначально айкидо начиналось как объединение техник, изученных Уэсибой Морихэем из различных рю, но впоследствии эта современная форма До начала давать трещины и раскалываться, и можно считать, что она разделена на различные группы, даже рю. Но в целом, всё ещё можно увидеть схожесть в стиле между представителями, например, Томики, Ёсинкан и Айкикай. И все они заметно отличаются, например, от Дайто-рю.

Иайдо - интересное искусство. Дзэн Нихон Сэйтэй Гата - это стандартизированные формы, которых придерживается большинство практикующих иайдо, но они накладываются на различные существующие рю иай.

-3

Рю на каждый день

Судя по популярности причуд в основных американских боевых искусствах, мы любим смешивать и сочетать техники, думая, что если соединить все элементы из каждой системы, то получится нечто лучшее. Однако, для сторонник классических взглядов, мы слишком часто получаем просто нелогичное лоскутное одеяло.

В спорте инновации - это хорошо. Например, олимпийское дзюдо постоянно испытывает на себе влияние других видов борьбы, которые вписываются в рамки правил и регламентов соревнований типа рандори. Каратэ-до выиграло (хотя некоторые могут сказать, что и пострадало) от обмена методиками на открытых турнирах между совершенно разными спортсменами: «корейцы» могут научиться технике работы руками у «окинавцев», «японские» у «корейцев» и т.д.

Когда это уместно, такое «перекрестное опыление» полезно для развития современной формы До. Однако, когда новички, имеющие лишь поверхностное представление о технике, пытаются смешивать и сопоставлять различные техники для создания собственного «инновационного», но в то же время «классического» стиля, который обычно попадает на обложку какого-нибудь журнала о боевых искусствах, затем он исчезает, когда очередная мода вызывает восторг у читающей публики.

Несколько сложнее обстоит дело с инновациями в рамках рю, которая представляет собой корю или классическую древнюю боевую систему. Помните, что рю - это поток, исходящий из источника. Если вы вносите слишком много новшеств, вы прерываете связь рю с её божественными истоками. Кроме того, можно настолько изменить стиль, что он станет неузнаваемым. Например, покойный киноактер Брюс Ли был достаточно честен, чтобы понять, что его нововведения в Вин Чун были достаточно масштабны, чтобы оправдать название его искусства как-то совершенно по-другому - Джит Кун До. Он не стал прятаться за попытками назвать свою измененную систему Вин Чун, хотя, судя по всему, продолжал испытывать от неё большое влияние. По крайней мере, он был честен и не пытался казаться тем, кем не являлся. Это совсем не похоже на некоторых современных «новаторов», которые поносят классические стили и при этом продолжают носить все атрибуты азиатских боевых искусств, включая чёрный пояс, экипировку ги и (что особенно важно) большое количество восточных названий (кто-то прислал мне копию письма, полученного им от одного такого «мастера», который скрепил свои записи официальной печатью. Единственная проблема заключалась в том, что китайские иероглифы на печати, которые, как я предполагаю, должны были означать что-то вроде «великий мастер», на самом деле означали «сертификат одобрения на уничтожение деревьев»).

Инновации необходимы в спорте для его дальнейшего развития как вида спорта. Но классическое боевое рю - это не просто спорт, это традиционное искусство, и поддерживать её целостность означает сохранять близость к своим истокам. Мебель в стиле квакеров, например, может быть переделана современными мастерами с использованием электроинструментов и современного оборудования, но, на мой взгляд, это не мебель в стиле квакеров, если она сделана из пластика и скрепок в новейших неоновых цветах и тканях в стиле гранж. Классическая рю не может являться классической рю, если инновации делают её совершенно неузнаваемым.

Те, кто более практичен, могут возразить, что сохранение классических форм в наше время неуместно. Они утверждают, что изучение навыков рукопашного боя в доспехах с классическим набором оружия воина в наши дни не имеет смысла, и их путь лучше. Обычно это означает, что они обучают «уличному» смеси из несвязанных техник, возможно, с использованием современного снаряжения, такого как велосипедные цепи, боевые ножи и так далее.

Это не только неприятно, по моему собственному мнению, но и такая плохо продуманная логика подрывает саму причину, по которой рю просуществовал так долго. Поскольку она была теоретизирована и извлечена из «практических» ситуаций, она никогда не стареет. Классическая рю неподвластна времени, и не является своевременной.

Через пару десятилетий ката «драка в баре» современного новатора может потерять смысл, потому что барные залы могут быть заменены интернет-барами виртуальной реальности. Аргумент «актуальности», выдвигаемый великим сэнсэем-шаманом, означает, что он должен постоянно меняться, когда меняется время, и тем самым попадает в ловушку вечного следования последнему тренду или ежемесячным кратковременным увлечениям в боевых искусствах.

Но рю почти не меняются, поскольку текут не из настоящего, а из прошлого, через настоящее и в будущее, независимо от того, что может таить в себе будущее. И это в наше время, когда мимолетная слава измеряется минутами, а то и секундами, успокаивает.

Река течёт дальше, но что-то остается от прошлого, ведя нас через настоящее и в будущее, стоит нам только шагнуть в чистые воды, чтобы напиться.

Сноска:

  1. Примечание редактора: на самом деле мы являемся Буко-ха Тода-рю. В начале XIX в. Сунэя Рёсукэ, 12-й глава школы, изменил название на Тода Буко-рю или Тода-ха Буко-рю (использовались оба варианта). Никто точно не знает, почему так произошло, но это типичный случай, с которым приходится сталкиваться при работе с конкретными корю.

Источник: What is a 'Ryu'? by Wayne Muromoto