Найти тему

Неблагополучные семьи, основные характеристики

"Неблагополучная семья"- что вы представили после этого словосочетания? Скорее всего, вечно пьяных родителей, не ухоженных детей, помойку в квартире, избиение ребёнка? Предлагаю разобраться поподробнее.

Неблагополучные семьи пытаются сохранить привычные стереотипы взаимодействия внутри семьи, при любых изменениях внутренних или внешних факторов. В результате блокируются потребности самого «слабого» члена семьи- того, кто имеет низкий статус в семье, то есть лишëн власти и прав, а также материально зависим. Такими лицами чаще всего оказываются дети.

Наиболее острые последствия детских травм наблюдаются у тех взрослых, у которых было «тяжëлое детство". Это люди из неблагополучных семей, где отсутствовал один из родителей или родители страдали зависимостью; где дети подвергались насилию и такие семьи, в которых детей воспитывали эмоционально или личностно незрелые родители. Все эти семьи носят название- дисфункциональные.

Про функциональную семью подробнее в этой статье

Дети, воспитанные в дисфункциональных семьях, сталкиваются с разными проблемами, например, задержками в эмоциональном развитии и развитии речи, испытывают трудности с интеграцией в общество, а также часто проявляют отсутствие уважения к родителям, сверстникам и учителям.

Источник: ru.pinterest.com/pin
Источник: ru.pinterest.com/pin

Родители в дисфункиональной семье категорически отказываются признавать самостоятельность подростка. Пытаются общаться с ним как с учеником начальных классов, усиливают контроль. Даже когда ребёнок повзрослеет, будет жить отдельно и обзаведëтся своей семьëй, родители могут придерживаться той же линии поведения. Постоянно вмешиваться в отношения семейной пары, давать кучу непрошеных советов, при этом настаивая на их выполнении.

В дисфункциональной семье к детям проявляется неуважение и недоверие, их постоянно контролируют, применяют телесные наказания. Дети растут скрытными, не дружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи.

Часто в таких семьях родители берут полную ответственность за детские дела и обязанности на себя. Без малейших стеснения читают личную переписку подростка, заглядывают в его шкафы, делают за него уроки.

У детей обострена потребность во внимании, заботе, ласке. Тем самым, родители лишают детей важного для них, это подтверждение своей нужности и ценности для других, уверенности в себе. Так же такие дети не осознают ценности другого человека и не имеют глубокой привязанности к людям.

Ненадежная привязанность формируется, когда потребности ребенка совсем не удовлетворяются или удовлетворяются непостоянно, хаотично. Такая привязанность ведет к нарушениям развития «Я», низкой самооценке, эмоциональной неустойчивости, страхам, высокой тревожности и даже к депрессии. 

Глубокие эмоциональные связи с близкими людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас! 

Боль от нездорового поведения родителей может привести к избеганию близости. Дети, не имея возможности привязаться к кому-то одному, «добирают» нужное им эмоциональное тепло от других, например от дальних родственников, соседей, педагогов и сверстников. 

Нередко родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, воруют, дерутся, угрожают друг другу и детям. Родители занимают конфликтную позицию, не желая подавлять свои недостатки. Всё это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Острые конфликты возникают из-за эмоциональной глухоты родителей. Непонимание и неприятие взрослыми переживаний детей ведет к обоюдному отчуждению.

К сожалению, в отличии от функциональных семей, такие семьи далеко не редкость в реальной жизни. С такими семьями, конечно же, работают социальные службы, педагоги и психологи. Но всё-таки нужно признать, что для ребёнка родители высочайший авторитет и в большинстве случаев, дети продолжают копировать ассоциальное поведение своих родителей.