Наверняка все вы знаете про такую болезнь как оспа. На протяжении всей человеческой истории эта болезнь выкашивала миллионы людей - здесь в первую очередь имеется ввиду натуральная (или «черная») оспа. Обычно она характеризуется появлением на теле гнойных пузырей, наполненных как раз черной жидкостью. Смертность очень высока, а выздоровление (если повезет) может занимать больше 6 недель. Однако не стоит пугаться, потому как сегодня эта болезнь считается полностью побежденной - вирус в природе не сохранился. Произошло это благодаря массовой вакцинации всего населения Земли. Однако путь к этому занял тысячелетия.
Вообще в странах, где оспа была наиболее распространена (Китай, Африка, Индия, Османская империя) люди столетиями учились с ней жить. Там придумали способ вариоляции (или инокуляции). В чем смысл? Здоровому человеку прививали малую дозу вируса оспы, который брали с тела зараженного человека. Люди, которых прививали таким способом, в легкой форме переносили болезнь и больше оспой не заражались. В Европе знали об этом методе, однако считали его грязным, смертельным и недостойным великосветского общества.
Изменить положение вещей смогла леди Мэри Монтегю, жена британского посла в Стамбуле. В начале XVIII века, находясь в Османской империи, она заметила, что местные проводят ту самую процедуру вариоляции (в основном маленьким детям). Ей эта идея зашла на ура до такой степени, что она не побоялась привить таким образом своего 6-ти летнего сына. Вернувшись в Англию она смогла убедить короля в важности данной процедуры. В качестве эксперимента были привиты 1000 человек, однако тут-то мы и сталкиваемся с небезопасностью такого способа, а именно прививанием "человеческой" оспы людям. Во-первых, заражение натуральной оспой могло привести к смерти, из всех привитых в Англии умерло 2%. Во-вторых, привитые люди на некоторое время становились заразными и без должного контроля за ними, могла вспыхнуть эпидемия. Однако эксперимент все же был признан успешным.
Подбираемся к главному герою этой истории. В конце XVIII века вести об успешности прививок дошли до Российской Империи. В этот момент здесь правила Екатерина II. Оспа часто бушевала в России, от нее умер например император Петр II, ей переболел и чуть не умер император Петр III и т.д. Поэтому, несмотря на опасность, императрица решается на прививание себя и своего малолетнего сына (и будущего российского императора) Павла. Специально для проведения вакцинации из Лондона приехал известный врач Томас Димсдаль. Екатерине и Павлу сделали прививки, болезнь они перенесли довольно легко. Это была первая успешная практика вакцинации в нашей стране.
Однако в этой истории интересен другой момент. Донором вируса оспы для Екатерины и ее сына послужил крестьянский мальчик Александр Марков. И с этим мальчиком все не так просто. Есть версия, что это был внебрачный ребенок императрицы от Григория Орлова, однако все же принято считать, что он был обычным крестьянским ребенком из приюта. Его выбрал лондонский врач, так как на мальчике уже были видны проявления болезни. В благодарность Екатерина пожаловала мальчику дворянский титул и дворянскую фамилию … Оспенный (весьма оригинально на мой взгляд). В детских летах он содержался при императрице для ее «забавы», ему был назначен пансион на содержание в 3000 рублей, который был помещен в банк под процент до его совершеннолетия. Ему даже пожаловали герб - на щите была изображена привитая оспой рука.
После того как он повзрослел, его определили на военную службу, а императрица часто жаловала ему дорогие подарки (собственно в этом многие и видят тайные связи). В отставку из армии он вышел, только не смейтесь, по болезни в 1793 году. Этот Оспенный был мутный тип, о нем очень мало чего известно. Например непонятно где именно он служил, была ли у него жена и дети, какие у них на самом деле были отношения с императрицей и т.д. После армии он жил в Санкт-Петербурге и по-видимому люто так бедствовал и голодал. Он часто писал письма императрице с просьбой помочь, однако Екатерина ответом его не жаловала. Дальнейшая его судьба неизвестна, кроме того, что он умер в 1800 году в возрасте 37 лет, через 4 года после Екатерины. Вполне возможно, что дети у него всё же были. Некоторые считают, что его потомки до сих пор живут в Санкт-Петербурге и носят фамилию Оспин(а).
Безопасную прививку от оспы изобрел уже чуть позже, в конце XVIII века, английский врач Эдвард Дженнер, который придумал прививать не натуральную оспу, а коровью (слово вакцина происходит от латинского vaccinus - коровий) - этот способ был безопасен для людей.
Со временем прививки от натуральной оспы массово распространились по всему миру (не малую роль в этом сыграл и СССР) и к 1980 году ООН заявила, что болезнь полностью побеждена. Сегодня в нашей стране люди младше 40 лет от этой болезни не защищены (в СССР до 1980-х прививка от оспы была обязательной). По официальным данным в мире на данный момент есть только 2 места, где сохранился вирус натуральной оспы - Американский центр по контролю заболеваний в Атланте и Центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» под Новосибирском.