Найти в Дзене

В поисках правды нашёл свободу. О фильме "Посвященный" (2014)

Сегодня речь пойдёт об антиутопии Филлипа Нойса "The Giver", вышедшей в 2014 году. Дословно с англ. - "Дающий" , но в отечественном прокате получил название "Посвящённый". Это немного меняет смысл, но всё равно не так сильно как "Нико 2...3...4...5..." или "1+1" Оливье Накаша.

Фильм интересен тем, что показывает административную архитектуру меритократической утопии, которая на поверку оказалась вовсе не райским местом. Да, интересна подача, интересна задумка и прекрасно поставлен кадр с цветовыми эффектами. Но самое интересное - социальная структура.

Сюжет (есть немного спойлеров) разворачивается в неопределённом будущем в одной из коммун нового человечества. Люди избавились от войн, несчастья и неравенства. Почти коммунизм, в понимании заокеанских теоретиков. Внешне коммуны похожи на представления Жака Фреско (очевидно, авторы фильма не мало почерпнули у дизайнера-мечтателя).

Живут в них люди с рождения под наблюдением Старейшин и, как мы узнаём позже, подвергаются серьёзному генетическому отбору. Непригодный переводят в "Другое место", по-нашему - в мир иной. Переводят сами же жители и старейшины, но совершенно не ассоциируя это с убийством (или эвтаназией, как угодно). Убивают таким образом детей, взрослых, стариков... В общем, всех, кто перестаёт или не способен приносить пользу коммуне. Правда уже спадает флёр идиллии?

Неповторимая Мэрил Стрип в роли главной Старейшины
Неповторимая Мэрил Стрип в роли главной Старейшины

Позже становится понятно, почему люди не бунтуют против такого порядка. Во-первых, они по-детски наивны. Совершенно не подвергают информацию критике. Лучше всех это состояние описал Олдос Хаксли в своей книге "О дивный новый мир!", экранизированной в 1999 году "Дивный новый мир". Во-вторых, создатели коммун пошли по пути создателей "Эквилибриума", 2002, (сходства колоссальны) или "Равных", 2015. Жители комунн также глушат эмоции медикаментозно. За тем лишь исключением, что здесь глушат только сильные эмоции (героиня Фиона очень задорно хохочет, когда Джонас демонстрирует ей принцип работы санок), а там глушат эмоции все целиком, чтобы вообще ничего не было. Ну а против "особо помешанных", как всегда и везде, включаются силовые структуры.

А санки то зачем заставили забыть? Слишком опасно при жизни на летающем острове?
А санки то зачем заставили забыть? Слишком опасно при жизни на летающем острове?

Особенностью коммун является отсутствие исторической памяти. Люди вообще не знают о том, что раньше был иной мир. Знают только, что стало намного лучше. А это, надо сказать, очень правильная оговорка.
Правят коммунами старейшины, избираемые из детей сразу после школы. В этом плане, все на самом деле равны. Полная меритократия. А вот тайными знаниями о прошлом обладает лишь один единственный старейшина - Принимающий. Он-то и обеспечивает память коммуны о прошлом и не допускает возвращения к старому миру. Он-то и является слабым звеном системы, по которому авторами фильма наносится удар.

Молодой принимающий Джонас начинает узнавать прошлое, узнавать эмоции, знакомиться с радостями и бедами человечества. После того, как старый принимающий (который стал Дающим) в исполнении Джеффа Бриджеса, невольно показывает ему ужасы Вьетнама, парень сходит с ума и начинает систему разрушать. Цели благороднейшие - дать людям чувства и эмоции. А вот цена... Кто вообще думает о цене?

Дающий (Джефф Бриджес) далится знаниями о старом мире с Принимающим (Брентон Туэйтс)
Дающий (Джефф Бриджес) далится знаниями о старом мире с Принимающим (Брентон Туэйтс)

Под конец в коротком диалоге спорят главная Старейшина и Дающий. Отдающий отстаивает права людей на любовь и свободу выбора. Старейшина отстаивает право людей на спокойную жизнь "а-ля, муравейник", потому что человек - зол и его нужно запереть в клетку, не давая права выбора. Иначе война, грабеж, и ужас-ужас-ужас. Тезисы утрированы, давно известны и хорошо понятны, но от этого не становятся менее сильными.

В конце-концов, Джонас систему ломает, выключив "волшебный" периметр. Воспоминая волной нахлынывают на жителей коммун (КАК???), прорвавшись снаружи.

Впечатления
Впечатления от фильма смешанные. Авторы здорово начали, но довольно слабо закончили.

Главный тезис фильма построен на заведомо ложном выборе между Порядком и Эмоциями. Коммуны представлены как "золотая клетка" - как вполне определённое коммунистическое зло. Героический прорыв из коммуны - бунтарский хаос - как вполне определённое благо. Но так как снято хорошо, хочется на заданную тему поразмышлять.

Размышления
Почему Джонаса дёрнуло всё сломать? Его импульс понятен, но ведь надо же понимать, что система, какой бы она ни была, хотя бы стабильно работает. 
А будет ли работать тот мир, на который ты людей обрекаешь? Попытка всё ломать крайне не взрослая. Сначала разберись, как работает система. Ты только что начал постигать то, что больше никому не доступно. Это чудовищная ответственность! А ты через месяц решил, что понимаешь больше, чем люди, систему строившие задолго до тебя? Мир плох, значит надо его уничтожить?
Ладно, сломал. Как ты будешь теперь справляться с человечеством, которое одномоментно постигло любовь и ненависть, радость и злобу, притяжение и агрессию? 
Как будешь справляться с на самом деле вырвавшимся из клетки зверем? Нет, природа человека не лишена звериного начала. Этот зверь на самом деле кинется всё жрать, если его выпустить из клетки. Но ведь его же можно и воспитать! Это называется преодолением, восхождением. А если поколениями человек не восходил а тупо глушил зверя медикаментами, то о какой культуре, как матери порядка, можно говорить?
Таким образом, прежде чем освобождать людей из медикаментозной инфантильности, их нужно воспитать. Пойми, как работает система, дай пару нужных советов и коммуна начнёт меняться в нужном тебе направлении. Ты же уже во-главе системы, дурень! Начни снижать порции медикаментов для детей, займись их воспитанием по старым методикам. Вырасти новые поколения, которым не чужды эмоции и знания, но которые уже наделены полным пониманием ответственности перед обществом и друг другом. Открой перед людьми их творческий потенциал, постепенно продемонстрировав музыку, живопись, инжениринг, науку и т.д. И показывай, показывай, показывай всё то, к чему приводит жадность, ненависть, вражда. Примеров в твоей памяти чёртова прорва.

Но ты, Джонас, ломаешь систему, не попытавшись разобраться, зачем твои предки её построили. И обрекаешь мир на всё тоже самое.

Молодец, чё.

Джонас, похоже, осознал, что натворил. Или нет?
Джонас, похоже, осознал, что натворил. Или нет?

В художественном плане картина слаба. Стоит отметить, что приём с появлением цвета в чёрно-белом мире по мере освоения материала Дающего, прозрачен и прост, но всё равно интересен. Игра актёров, на мой взгляд, средненькая. За исключением некоторых второплановых персонажей, никто из них не живёт в бесчувственном мире. Эмоции и поведения не совпадают с предлагаемой реальностью. Фильм вытягивают разве что Мерил Стрип и Джефф Бриджес. На них смотреть - одно удовольствие!

В целом, посмотреть можно. Есть интересные моменты. Но каких-то сверхощущений и катарсиса ждать не стоит.

Читайте также наш обзор на "Дивергент", где представлена несколько иная стабильная антиутопия, построенная на жёстком классовом обществе. Тоже есть о чём подумать.

Ваши Аня и Саня