На любой стадии изучения иностранного языка не обойтись без того, чтобы учить наизусть новые иностранные слова, поэтому в этой статье речь пойдет о ведении словарика для записи иностранных слов. Обычно это тетрадь, разлинованная на две или три колонки, или специальный блокнот. Это очень полезная и распространённая вещь при изучении иностранных языков, поэтому у родителей и учеников возникают закономерные вопросы:
- Нужно ли его вести? / Будет ли мой ребенок его вести? Зачем? / Почему нет? Какой выбрать? Как его вести?
Ответы на эти вопросы во многом определяются планом и методами работы учителя; просто иметь словарик и записывать туда новые слова с переводом не достаточно. Станет ли он на пятой странице кладбищем слов или на долгое время основным инструментом изучения лексики, сильно зависит от того, как им пользоваться, как в классе, так и дома.
- Нужно ли его вести? / Будет ли мой ребенок его вести?
Повторюсь, если учитель не планирует организовывать работу учеников с таким словариком на протяжении всего года или курса, эффективность его ведения будет меньше, либо усилия по ведению словарика и повторению слов лягут на плечи родителей, а то и самих учеников.
Аргумент «за» ведение вопреки всему – нахождение всех недавно изученных слов в одном месте, что облегчает подготовку к диктантам и отслеживает прогресс в изучении языка количественно.
За первый год обучения иностранному языку в школе (2 класс), ребенок выучивает не менее 200 слов. На каждом отдельном уроке изучения нового это около 6ти слов, но видеть эту скопившуюся массу понятий, которую ребенок успешно выучил, впечатляет и придает уверенности в дальнейшем изучении языка.
- Какой словарик выбрать?
А какие есть варианты?
I
1) Специально напечатанный, разлинованный и купленный в магазине. Такие могут иметь приятные бонусы вроде полосок, которыми можно закрывать столбики слов и переводить по памяти;
2) Альтернатива ему – просто тетрадь, в которой нужно самостоятельно чертить столбцы. Или половина тетради, чтобы было компактнее.
II
1) Словарик, содержащий два столбца: «слово» и «перевод»;
2) или три: «слово», «транскрипция» и «перевод».
Если первый выбор не имеет решающего значения, то и второй… в конечном итоге тоже. Сколько словарей переходили из режима трёх колонок в режим двух по одной причине. Либо транскрипция не изучается и колонка «транскрипция» заполняется а) транскрипционными значками, которые без их изучения напоминают иероглифы, например cucumber / 'kju:kʌmbə / огурец - рано или поздно, бессмысленная работа сходит на нет; б) другими способами записи произношения, например при помощи букв русского языка: cucumber / къюкэмбэ / огурец с тем же итогом. Либо транскрипция изучается, и основная причина постепенного исчезновения колонки «транскрипция» кроется в развитии навыков чтения, фиксировать транскрипцию становится необходимо только у слов с трудным и необычным произношением, остальные без проблем читаются, не прибегая к помощи транскрипции, что возвращает нас к тезису о бессмысленной работе.
- Как его вести?
Записывать новые слова с переводом и иногда транскрипцией не сложно, и усложнять то, что хорошо работает незачем, однако можно попытаться облегчить процесс запоминания слов при помощи рекомендаций.
Группировка слов
С одной стороны, выгодно располагать даже разнородные слова, которые учатся в одно время вместе, и повторять их вместе. С другой стороны, лексика иностранных языков изучается концентрическим методом – лексические темы на каждом уровне повторяются, постепенно расширяя объем единиц речи. Поэтому новые слова можно группировать и по лексическим темам, например все слова по теме Еда и дополнять словами, которые интересны ученику.
Организация повторения
Тот факт, что новое слово вообще записали, даёт ученику хоть какой-то шанс его запомнить. Увеличивает этот шанс повторение этого слова в первые-вторые сутки с его изучения, а регулярное возвращение к этому слову в последующем позволяет его не забывать.
Поэтому полоски бумаги, закрывающие одну из колонок («слово» или «перевод»), помогут самостоятельно вспомнить новые слова. Начинать лучше с последних записанных слов и двигаться по направлению к началу. Хочется поддержки? Попросите кого-нибудь поспрашивать Вас устно. Нужно повторить письменно? Закройте колонку «слово» несколькими слоями листов, и пишите поверх, затем сравните, исправьте ошибки и пробуйте снова.
Словарь может значительно облегчить изучение языка, если слова располагать так, как Вам удобнее их использовать (списком или по категориям) и регулярно использовать его для повторения слов.