Несмотря на то что во время пандемии каждый из нас значительно расширил свои познания в области вирусологии, мы мало понимаем, как различные типы вирусов взаимодействуют друг с другом. Об этом расскажет доктор биологических наук, вирусолог, член-корреспондент РАН Сергей Альховский. Недавний вирусный сезон можно назвать уникальным. С одной стороны, SАRS-Covпродолжает свои мутации, и мы теперь осваиваем новый термин «кракен», с другой стороны, вернулись грипп и ОРВИ. В Америке это явление получило название тридемия, обозначающее ситуацию, когда организм оказывается под ударом трех вирусов. Но все же для вирусологов наибольший интерес представляет 2021г. и частично 2022г, потому что в это время гриппа не существовало. Все пространство занимал ковид и немного других респираторных инфекций. Сейчас сезон вернулся к своим совершенно обычным формам, когда циркулирует большое количество респираторных вирусов. Поэтому термин «тридемия» не совсем корректен, так как обилие вирусов значительно превышает цифру три. На сегодняшний день их порядка семи или восьми из пятнадцати известных. Ковид теперь воспринимается как разновидность ОРВИ, то есть как один из вариантов стандартного респираторного заболевания, и это свидетельствует о норме.
Мы часто произносим словосочетание сезон гриппа, или сезон респираторных заболеваний, но это просто эпидемиологический термин, обозначающий повышение количества заболевших. О каких-то конкретных датах говорить нельзя, бывает, что грипп незаметен осенью, а вспышка происходит в конце января. Какой-то определенной временной закономерности не существует, но интуитивно нам кажется, что зимой все живое затихает, и только вирусы активизируются. Это не применимо к антропонозным инфекциям (заболевания, возбудители которых способны паразитировать только в организме человека). А если говорить о зоонозных инфекциях (заболевания, возбудители которых передаются человеку от животных), то период зима-осень становится более спокойным в сравнении с летним. Где же в это время находится, например, вирус гриппа? Можно сказать, что он, как перелетная птица, только улетает в зимнее направление. Наш сезон идет в северном полушарии, когда заканчивается зима, она начинается в южном. Соответственно, сезон респираторных инфекций переносится туда, а на следующий год обратно. Это похоже на маятник, когда штаммы перетекают из одного полушария в другое. На этом основан выбор типа противогриппозных вакцин. На основе того, какие штаммы в данный летний сезон будут властвовать в южном полушарии, выбираются штаммы для производства вакцин для следующего сезона в северном.
Вирусологи придерживаются такого мнения, что абсолютно все существующие вирусы зоонозны. То есть мы их получили «в подарок» от животных. Это связано с тем, что человек такое же животное, как и другие. А когда изучаются вирусы, циркулирующие в живой природе, видно, что их разнообразие очень велико и среди них обнаруживаются ближайшие родственники тех вирусов, которые мы имеем. Соответственно, определенными методами, например, филогенетическими (выявление и прояснение эволюционных взаимоотношений среди разных видов жизни на Земле) можно приблизительно сказать, в какое время произошел переход от животных к человеку. Это основывается на глубоком изучении вирусного мира, существующего в дикой природе. Многим интересно, кто же тот зверь, что первым заразил нас привычным вирусом гриппа. Изначально это была инфекция птиц. Существует огромное количество вариантов, которые циркулируют в их популяциях. Кроме того, гриппом болею свиньи, лошади и другие животные. Грипп 2009г H1N1 (который присутствует и сегодня) является производным трех вариантов гриппа свиньи, птицы и человека. Остальные вирусы гриппа имеют схожее происхождение, просто сложнее определить, когда именно и из какого источника они сформировались.
Можно отметить, что почти два полных сезона грипп практически отсутствовал или как минимум не проявлялся эпидемией. Скорее всего, причина заключается в тех мерах, которые принимались для ограничения распространения COVID19. Это масочный режим, локдауны, ограничение социальной дистанции, повышенное внимание к гигиене.
Помимо этого, Софико Шеварднадзе и Сергей Альховский обсудили, что такое вирусная интерференция? Когда наступил золотой век вирусологии? Что считается наиболее выгодным вариантом для существования вируса? Как положительно можно использовать вирусы? Чем заменить антибиотики? И является ли вирус главным двигателем эволюции?
Считаете ли вы тему ковид актуальной до сих пор? Или она стала привычной и необходимо обратить внимание на возможное появление новых штаммов? Опасаетесь ли вспышек гриппа и как с ними справляетесь? Пишите свои мнения и советы в комментариях.