Благодаря перестроечной литературе многие уверены, что служба офицером в царской армии превращала человека в изгоя. Давайте разберемся правда это или нет.
Определенные основания для таких выводов казались бы были. В Конституциях 1918 и 1925 годов была специальная норма про «лишенцев». Граждане, социально чуждые государству победившего пролетариата, лишались права избирать и быть избранным. Чуждыми для советской власти были не только всякие капиталисты и живущие на нетрудовые доходы, но и бывшие офицеры и члены их семей. Только лишением избирательных прав дело не ограничилось. В дальнейшем были приняты и другие запреты. В частности, лишенцев и членов их семей попросту не призывали в РККА. Но хуже всего были не закрепленные в каких-то правилах и нормативных актах запреты. Лишенцев увольняли с работы, выселяли из жилья, детей исключали из школ просто на всякий случай…
Исследования можно считать законченными? А если добавить волну репрессий в 1937 году… Все не так просто. Во-первых, уже в начале тридцатых отношение к лишенцам стало заметно смягчаться. Молодежь, например, стали по призыву брать в РККА. Более того служба в ней позволяла снять этот позорный ярлык. В конституции 1936 года эту норму вообще убрали. Во-вторых, все двадцатые и тридцатые годы среди командиров Красной Армии когда-то носили золотые погоны.
Самые яркие примеры
Обычно в качестве примера называют несколько фамилий. Очень уж яркие это личности, да и биографии получились не менее запоминающейся.
Шапошников, Борис Михайлович. Бывший подполковник РИА, выпускник Николаевкой академии Генштаба, штабист, разведчик, вступил в Красную Армию в мае 1918 года и с тех пор занимал в ней самые разные командные должности. В самый разгар гонений на социально чуждые элементы командовал важнейшими военными округами: Московским и Ленинградским. В 1932 году казалась бы ушел на преподавательскую работу, став Академии им. Фрунзе, но уже в 1837 году его опыт оказался необходим СССР и его назначили начальником Генштаба РККА. В последствии он так или иначе участвовал в разработке большинства военных планов первых двух лет войны.
Говоров, Леонид Александрович. Умудрился не только послужить прапорщиком при царях, но еще и повоевал за белых, где был произведен в подпоручики. Но в 1919 году перешел на сторону Красной Армии. Воевал хорошо, получил орден Красного знамени. После Гражданской остался в рядах вооруженных сил и делал постепенно карьеру, командуя различными артиллерийскими частями. В 1941 году на фронте и во время битвы за Москву практически случайно становится командиром 5 армии. Что было дальше и про вклад Говорова в победу написано много и повторять не имеет смысла.
Крузе, Аполлон Яковлевич. Его история вообще достойна хорошего фильма. Куда смотрит Первый канал – непонятно. Дворянин, выпускник Владимирского военного училища, в ходе Первой мировой дослужился до подполковника. В 1918 был мобилизован в Красную армию, но практически сразу ушел к белым. Воюет у Колчака и даже становится там генерал-майором. Пока в 1920 году не попадает в плен. Как вы понимаете Крузе не расстреляли. Наоборот, оставили учить молодых командиров РККА. Чем он и занимался с небольшим перерывом до 1941 года. Даже вступил в партию в 1939 году… Во время ВОВ первое время занимается подготовкой резервов, а потом попадает на Сталинградский фронт и снова становится генерал-майором.
Еще можно вспомнить Бориса Аполлинариевича Герасимова, послужившего и в царской, и в белой армии, а потом ставшей знаменитым оперным певцом. Или Евгения Львовича Шварца, участника Кубанского ледяного похода, и популярнейшего детского драматурга. В академических кругах хорошо известен физик-ядерщик Анатолий Петрович Александров, служивший у Врангеля.
Впрочем, некоторые эти биографии кажутся неубедительными. Дескать статистическая погрешность, которая теряется в общей массе. Что ж, легко можно доказать, что эти истории не такие уж уникальные.
Другие бывшие
Подробно остановиться на каждом невозможно, но любой может задать фамилию в поиске и проверить подробности. И это далеко не полный список советских офицеров, которые когда-то начинали в РИА, просто выборка из нескольких армий. Но думаю и этого достаточно, чтобы увидеть, что бывших было не так и мало.
- · Прапорщики: Александр Петрович Покровский (начштаба Западного и Белорусского фронтов), Максим Алексеевич Пуркаев (командующий Калининским и Дальневосточным фронтами), Александр Иванович Рыжов (командарм 56-й, 18-й и 70-й армий),
- · Подпоручики: Василий Александрович Юшкевич (командарм 22-й, 31-й и 3-й ударной), Михаил Фомич Букштынович (начштаба 3-й ударной армии), Василий Иванович Кузнецов (командовал семью армиями во время ВОВ), Пётр Степанович Пшенников (командарм 8-ой и 3-ей армии), Семён Петрович Микульский (командир 40-го гвардейского корпуса);
- · Поручики: Михаил Никанорович Герасимов (командарм 23-й и 3-й ударной), Иван Павлович Крупенников (начштаба 3 гвардейской армией);
- · Штабс-капитаны: Пётр Николаевич Похазников (начальник тыла 3-й танковой и 8-й гвардейской армий), Николай Кузьмич Клыков (командарм 2-й ударной армии);И
- · Капитаны: Никандр Евлампиевич Чибисов (командарм 38-й армии), Всеволод Николаевич Сергеев (замкомандующий 45 армией).
Как видно, большинство из офицеров имели отношения всего к нескольким армиям. А что будет если этот список хотя бы на несколько фронтов Великой отечественной? И пусть не смущает то, что большинство офицеров не достигли больших высот царской армии. Речь идет о людях 1890-1900 гг. рождения. В силу возраста они не успели вырасти в чинах. Полковники и генералы царской армии в большинстве своем были уже слишком старыми, чтобы занимать высокие должности на фронте.
Очевидно, что с карьерой у бывших царских офицеров было неплохо. Конечно, далеко не все из них пробивались наверх. Но уж точно не золотые погоны были виноваты.