Часто мы сами, взрослые, очень не любим учиться. Знакомы вам ощущения, когда окончив институт, вы с облегчением выдохнули: "Ну, наконец-то, больше никогда не буду учиться!"
Но жизнь показывает и мы не раз в этом убеждаемся, что если не учиться постоянно, трудно стать успешным в своей профессии, практические невозможно освоить новую.
Особенно это актуально в настоящее время, когда информация меняется, обновляется, просто ежедневно.
Мы все понимаем это и стараемся привить своим детям новые и нужные навыки, помочь им освоить школьную программу. Не всегда это легко, т.к. детям часто неинтересно учиться.
На самом деле, всё просто! Что делать и каким образом сделать процесс обучения увлекательным процессом?
Во-первых, соблюдать режим дня.
Когда мы говорим о трудности обучения, мы порой упускаем из виду базовые вещи. Но именно на них стоит обратить свое внимание в первую очередь.
Мы не справляемся с учебой, так как наш мозг работает недостаточно эффективно. Происходит это потому что мы банально не соблюдаем режим дня, сокращаем время сна. Длительное несоблюдение режима сна может негативно сказаться на здоровье и привести к снижению интеллекта.
Поэтому важно установить для себя, для ребёнка время пробуждения и стараться просыпаться примерно в один и тот же час, так мозг настроится на часы активности и часы отдыха.
Необходимо отдыхать полноценно, так как во время сна мозг сначала структурирует поступившую за день информацию, переводит одни «данные» из кратковременной памяти в долговременную, а затем расслабляется. Поэтому после пробуждения мы чувствуем себя отдохнувшими и готовыми справляться с трудностями, которые еще вчера считали непреодолимыми.
Во-вторых, питаться сбалансировано.
Просто помните, что лишний вес ведет к уменьшению двигательной активности, из-за чего ухудшается обмен веществ. А источники энергии, которые не были переработаны и остались в организме, негативно влияют на него. Из-за них могут возникнуть болезни, которые отрицательно сказываются на работе мозга.
Поэтому, как минимум, старайтесь не переедать и соблюдать баланс между потребляемой и затрачиваемой энергией.
В-третьих, планировать.
Чтобы мозг работал продуктивно, а производительность была высока, важно одно условие — ограничение по времени. Поэтому мозгу стоит ставить четкие условия, какие задачи и в какие сроки ему нужно решить.
План позволяет сосредоточиться, быстрее соображать и эффективнее трудиться. Когда мы не ставим себе задачи с четко обозначенным временем, мы даем мозгу возможность расслабиться.
В-четвёртых, научиться учиться.
Для того, чтобы процесс обучения давался проще, при этом был увлекательным и эффективным, необходимо освоить несколько техник.
Например, овладеть техникой скорочтения, которая позволит легко ориентироваться в гуще информации, отсеивать несущественное и брать лишь важное.Или, техниками работы с информацией (майнд-карты, умение составлять конспекты, инфографики и пр.), а также мнемотехниками, которые помогут запомнить материал быстро и легко.
В-пятых, найти мотивацию.
В каком бы продуктивном состоянии ни был мозг, какими бы человек ни обладал техниками и методиками обучения, все это будет бездейственным без мотивации, причем, в идеале мотивации внутренней. Почему ребенок не учит с радостью, например, химию?
Почему вы не возьмете и не выучите еще один иностранный язык? Просто потому, что у вас нет ответа на вопрос: «Зачем?».Полезно задавать себе этот простой вопрос: зачем вам чему-либо обучаться? Не стоит останавливаться на первом ответе.
Задайте вопрос несколько раз, вместе с ребёнком, докопайтесь до сути.
Ну и, в-шестых, изменить отношение к обучению.
Добиться существенных успехов в учебе мешают негативные установки:
• по отношению к самому себе, своим способностям — я тупой(ая), у меня не получится, у меня плохая память, мне нечему учиться — я все знаю;
• по отношению к процессу обучения — учиться сложно, учиться нудно, если взрослый, то — мне уже поздно и др.
• по отношению к учителю, наставнику, куратору — у нас, порой неприятие, недоверие, негативное отношение к педагогам сохранилось со времен школы, его трудно изменить, даже если нынешний тренер или репетитор не похож на школьную Марью Ивановну.
У детей также, отношение к учёбе складывается из предыдущего опыта. И, если этот опыт отрицательный, нужно помочь ребёнку приобрести новый, другой опыт с педагогом, который сможет привить интерес к обучению.
Возможно, есть необходимость в помощи психолога, чтобы докопаться до отрицательных установок и аккуратно их заменить на полезные, которые будут придавать вам в обучении скорости, драйва и легкости.
Внедряйте перечисленные 6 элементов, и положительные изменения не заставят ждать. И помните, что вы — образец для подражания своего ребенка. Именно с вас он будет брать пример в том числе в своем отношении к учебе.
Так что старайтесь учиться в удовольствие, делитесь радостями познания со своими детьми и достигайте новых вершин!