Найти тему

НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ У БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

Оглавление

Первый класс — важный и сложный этап в жизни ребенка. «Первоклассника надо готовить, как космонавта», — подшучивают родители. Действительно, требования возросли. Программа обучения в первом классе подразумевает, что ребенок уже овладел определенными навыками.

Большинство родителей это понимают и, соответственно, готовят детей
Ребёнок же, не прошедший программу подготовки и не владеющий элементарными навыками, необходимыми первокласснику, будет чувствовать себя неуверенно.

В наших силах, помочь ребёнку быть уверенным в своих силах, активным среди сверстников и успешным в учёбе.

Ребенок, поступающий в 1 класс, должен знать:

В какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме и какой квартире

Полные имена членов семьи, их профессии

Правила поведения в общественных местах и на улице

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

Уметь слышать и слушать

Уметь пересказывать прочитанное взрослыми, увиденное.

Уметь четко произносить все звуки речи.

Уметь интонационно выделять звук в словах.

Уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)

Уметь владеть навыками звукового (фонетического) разбора слов (различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных).

Уметь произносить слова по слогам.

Уметь составлять предложения из 3-5 слов.

Уметь использовать в речи обобщающие понятия, подбирать определение к существительному.

Уметь составлять рассказ по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.

Уметь составлять несколько предложений о предмете.

Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение,)

Уметь наизусть читать любимое стихотворение.

Знать автора прочитанного стихотворения.

Уметь передавать содержание сказки.

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:

Знать цифры от 0 до 9

Уметь считать до 10 и обратно

Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка

Знать знаки +, - , =

Уметь сравнивать числа первого десятка.

Уметь соотносить цифру и число предметов.

Уметь сравнивать 2 группы предметов.

Уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

Знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг.

Уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме.

Уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже»,«вперед», «за», «между».

Уметь ориентироваться на листе бумаги («слева», «справа», «внизу», «вверху»).

Уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.

называть материалы, из которых они изготовлены предметы;

сравнивать предметы по длине, высоте, ширине;

составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

понимать значение понятий "вчера", "сегодня", "завтра";

знать дни недели, их последовательность;

проводить прямые, не дрожащие линии;

"видеть" строку и писать в ней;

видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка и пр.)

Уметь различать диких и домашних животных.

Уметь различать по внешнему виду птиц.

Иметь представление о сезонных признаках природы.

Знать 1-3 комнатные растения.

Уметь различать овощи и фрукты.

Уметь определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.

Иметь представление о труде людей в городе и сельской местности.

Знать название основных профессий и уметь объяснять, чем занимаются люди этих профессий.

Уметь раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.

Знать названия дней недели, части суток, название месяцев.

Какие занятия полезны для ребенка в период подготовки его к школе?

Развитие мелких мышц руки (работа с конструкторами разного типа; работа с ножницами и пластилином;

рисование в альбомах карандашами и красками)

Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, мышления.)

Также дети должны уметь:

прямо и твердо ходить, бегать, прыгать;

точно ловить и кидать мяч;

работать с пластилином, бумагой и картоном; на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы;

застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

должны уметь рассказывать о своей семье.

Детям, которые не умеют и не знают выше перечисленное, еще рано идти в школу. А если такой ребенок попадает в школу, то он плохо усваивает программу, успеваемость его снижается, нарушается психика ребенка. Поэтому вы должны быть уверены, что ваш ребенок готов идти в школу.

Назовём "портрет" первоклассника, неготового к школе.

Пусть эти моменты заставят Вас задуматься:

чрезмерная игривость;

недостаточная самостоятельность;

импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность.  неумение общаться со сверстниками;

неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;

низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классификацию, выделить сходство, различие;

плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительномоторных координаций (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);

недостаточное развитие произвольной памяти;

задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

Советы родителям:

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы.

Не заучивайте азбуку наизусть, а так делают, к сожалению. Не читайте по пять раз одно и то же. Выучите все буквы и поищите книги с кратким текстом. Развесьте слова в комнате и научите их узнавать. Потом прочитайте книгу вместе с ребёнком (две книжечки за неделю - достаточно).

Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка. И в них есть слова, знакомые в обиходе, но непонятные по отношению к листу бумаги (это слова "за", "над", "под")”.

Формируйте у будущего школьника ряд простых и сложных привычек: здороваться или прощаться, благодарить за оказанную помощь или услугу; вежливо обращаться к другому.

Приучайте детей к самообслуживанию: собрать портфель, завязать шнурки, надеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой, ведь в школе придется многое делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.  Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге. Совсем скоро в жизни вашего малыша наступит очень сложный период, он станет школьником. И очень - очень многое в этот период будет зависеть от вас, вашего терпения, организованности и родительской любви.

Ну, а пока у вас ещё есть время, все в ваших руках.