Первый класс — важный и сложный этап в жизни ребенка. «Первоклассника надо готовить, как космонавта», — подшучивают родители. Действительно, требования возросли. Программа обучения в первом классе подразумевает, что ребенок уже овладел определенными навыками.
Большинство родителей это понимают и, соответственно, готовят детей
Ребёнок же, не прошедший программу подготовки и не владеющий элементарными навыками, необходимыми первокласснику, будет чувствовать себя неуверенно.
В наших силах, помочь ребёнку быть уверенным в своих силах, активным среди сверстников и успешным в учёбе.
Ребенок, поступающий в 1 класс, должен знать:
В какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме и какой квартире
Полные имена членов семьи, их профессии
Правила поведения в общественных местах и на улице
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
Уметь слышать и слушать
Уметь пересказывать прочитанное взрослыми, увиденное.
Уметь четко произносить все звуки речи.
Уметь интонационно выделять звук в словах.
Уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)
Уметь владеть навыками звукового (фонетического) разбора слов (различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных).
Уметь произносить слова по слогам.
Уметь составлять предложения из 3-5 слов.
Уметь использовать в речи обобщающие понятия, подбирать определение к существительному.
Уметь составлять рассказ по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.
Уметь составлять несколько предложений о предмете.
Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение,)
Уметь наизусть читать любимое стихотворение.
Знать автора прочитанного стихотворения.
Уметь передавать содержание сказки.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:
Знать цифры от 0 до 9
Уметь считать до 10 и обратно
Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка
Знать знаки +, - , =
Уметь сравнивать числа первого десятка.
Уметь соотносить цифру и число предметов.
Уметь сравнивать 2 группы предметов.
Уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
Знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг.
Уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме.
Уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже»,«вперед», «за», «между».
Уметь ориентироваться на листе бумаги («слева», «справа», «внизу», «вверху»).
Уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.
называть материалы, из которых они изготовлены предметы;
сравнивать предметы по длине, высоте, ширине;
составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
понимать значение понятий "вчера", "сегодня", "завтра";
знать дни недели, их последовательность;
проводить прямые, не дрожащие линии;
"видеть" строку и писать в ней;
видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка и пр.)
Уметь различать диких и домашних животных.
Уметь различать по внешнему виду птиц.
Иметь представление о сезонных признаках природы.
Знать 1-3 комнатные растения.
Уметь различать овощи и фрукты.
Уметь определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.
Иметь представление о труде людей в городе и сельской местности.
Знать название основных профессий и уметь объяснять, чем занимаются люди этих профессий.
Уметь раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
Знать названия дней недели, части суток, название месяцев.
Какие занятия полезны для ребенка в период подготовки его к школе?
Развитие мелких мышц руки (работа с конструкторами разного типа; работа с ножницами и пластилином;
рисование в альбомах карандашами и красками)
Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, мышления.)
Также дети должны уметь:
прямо и твердо ходить, бегать, прыгать;
точно ловить и кидать мяч;
работать с пластилином, бумагой и картоном; на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы;
застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
должны уметь рассказывать о своей семье.
Детям, которые не умеют и не знают выше перечисленное, еще рано идти в школу. А если такой ребенок попадает в школу, то он плохо усваивает программу, успеваемость его снижается, нарушается психика ребенка. Поэтому вы должны быть уверены, что ваш ребенок готов идти в школу.
Назовём "портрет" первоклассника, неготового к школе.
Пусть эти моменты заставят Вас задуматься:
чрезмерная игривость;
недостаточная самостоятельность;
импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность. неумение общаться со сверстниками;
неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классификацию, выделить сходство, различие;
плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительномоторных координаций (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
недостаточное развитие произвольной памяти;
задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
Советы родителям:
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы.
Не заучивайте азбуку наизусть, а так делают, к сожалению. Не читайте по пять раз одно и то же. Выучите все буквы и поищите книги с кратким текстом. Развесьте слова в комнате и научите их узнавать. Потом прочитайте книгу вместе с ребёнком (две книжечки за неделю - достаточно).
Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка. И в них есть слова, знакомые в обиходе, но непонятные по отношению к листу бумаги (это слова "за", "над", "под")”.
Формируйте у будущего школьника ряд простых и сложных привычек: здороваться или прощаться, благодарить за оказанную помощь или услугу; вежливо обращаться к другому.
Приучайте детей к самообслуживанию: собрать портфель, завязать шнурки, надеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой, ведь в школе придется многое делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге. Совсем скоро в жизни вашего малыша наступит очень сложный период, он станет школьником. И очень - очень многое в этот период будет зависеть от вас, вашего терпения, организованности и родительской любви.
Ну, а пока у вас ещё есть время, все в ваших руках.