Рассказываем про один из самых необычных примеров использования технологии Цинкирования - обработку против коррозии маломерного частного судна
А мы продолжаем максимально подробно, объективно и честно рассказывать о разных кейсах использования технологии Цинкирования - с живыми примерами и комментариям из первых уст. В этот раз объект исследования у нас максимально нестандартный. Про что мы только вам ни рассказывали - и про вышки сотовой связи, и про сборно-разборные склады, и про мосты, и даже Главный храм Вооруженных сил России как-то был у нас в подборке. А вот яхты еще не было. Ну что же - встречайте!
120 микрометров на 15 лет
По словам генерального директора компании, которая занималась постройкой яхты, Сергея Николаевича, выбор антикоррозионного покрытия перед специалистами практически не стоял. Сразу было понятно, что искать нужно в направлении цинковых покрытий - только они могут обеспечить надлежащее качество и надежность защитного слоя. При этом вариант с, к примеру, горячим цинкованием отпал сам собой сразу же: корпус яхты только в длину достигал 23 метров. Это ни в одну ванну не влезет.
- Руководствовались главным образом высокой степенью надежности, которую должен был обеспечить защитный состав, - вспоминает Сергей Николаевич. - на составах класса Zinker остановились в итоге потому, что производитель заявляет при толщине слоя всего в 120 микро покрытие прослужит не менее 15 лет.
Проверить это утверждение на практике нашему герою пока что не удалось: яхту, можно сказать, вот только-только закончили, она еще не ходила даже в первое свое плавание, так что какие-то промежуточные результаты и оценку надежности покрытия можно будет дать не раньше, чем в следующем году. Однако уже на этапе знакомства с составом и его нанесения, отмечает Сергей Николаевич, выяснилось несколько любопытных деталей.
- Во-первых, порадовала простота эксплуатации, - делится наш собеседник. - Не нужно ничего смешивать, отмерять пропорции, выжидать. Достаточно открыть тару, перемешать состав, зарядить его в краскопульт и приступить к работе. Во-вторых, состав очень быстро сохнет. На обработку всего корпуса - а это больше 200 квадратных метров судовой стали - ушло всего около четырех дней вместе с предварительной обработкой металла пескоструем.
Кроме того, оказалось, что по цинковому слою, который дает Цинкирование, очень удобно заниматься сварочными работами. Обычный грунт - в том числе специально рекомендованный для использования в судостроительстве - нужно было обязательно зачищать. К тому же он обнаружил способность грунта очень хорошо и быстро гореть - в результате во время сварки по обе стороны от шва защитное покрытие прожигалось на несколько сантиметров. А это мало того, что требует все потом заново латать и чинить, так еще и создает прямую угрозу всей конструкции: из-за того, что защитный слой нарушен, под него может проникнуть влага или пыль. В результате еще до завершения всех строительных работ на корпусе может возникнуть очаг скрытой коррозии, который обязательно даст о себе знать в самое неподходящее время - и хорошо еще, если яхта будет в порту на приколе, а не на открытой воде.
В то же время защитный слой, который образуют составы класса Zinker, к теплу от сварочного аппарата оказался практически невосприимчив - прожиг по обеим сторонам покрытия образовался всего в несколько миллиметров. К тому же технология Цинкирования, как мы уже не раз писали, действует тоньше и глубже, чем все прочие: в ее основе лежит принцип не покровной, а электрохимической защиты металла. Этим же, к слову, объясняется высокая ремонтопригодность покрытия - даже если какой-то кусочек вдруг поцарапается или сотрется, проблемное место можно просто еще раз пройти из краскопульта или банальной кисточкой, и все заработает как прежде.
Наконец, еще одно очень важное в контексте нашей истории свойство Цинкирования - универсальность. Дело в том, что яхту заказчик пожелал двойного назначения: для походов и в пресной и в соленой воде. Причем последняя для металла особенно опасна: растворенные в ней соли ускоряют коррозию в десятки раз. На больших кораблях для борьбы с такой ржавчиной даже используют специальные очень большие, многокомпонентные и сложные защитные комплексы, в основе которых лежит либо «жертвенный» анод, за счет электрохимических взаимодействий принимающий удар коррозии на себя вместо остального корпуса, либо генератор направленного тока. Небольшая (относительно, конечно - все-таки 23 метра длиной) частная яхта в таких серьезных средствах защиты, конечно, не нуждается - Цинкирования ей вполне хватит. Но используй специалисты вместо состава класса Zinker какую-нибудь цинконаполненную краску или грунтовку - и яхта гарантированно ушла бы на ремонт после первого же морского путешествия.
Как бы то ни было, самые серьезные испытания новой яхте еще только предстоят. И всей конструкции целиком и защитному антикоррозионному слою в частности. До весны она уже точно никуда не пойдет, а с наступлением теплоты отправится туда, куда пожелает владелец. Мы же постараемся не терять ее из виду и через год обязательно расскажем, что с ней происходит, и как в максимально агрессивной и нетипичной среде ведет себя состав класса Zinker.