Образовательная программа «Современный танец для детей», рассчитана на детей 3-4 лет, составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, разработана педагогом-хореографом Школы танца БАГИРА с 13-летним опытом работы с детьми Борисовой Ольгой Николаевной.
Цель программы:
Ознакомление с основами современного танца, его характером и особенностями (техника и манера исполнения).
Задачи программы:
Образовательные:
- сформировать систему знаний, умений, навыков;
- научить использовать танцевальную терминологию;
- научить основам исполнительского искусства;
- через образы дать возможность выразить собственное восприятие музыки;
- умение отмечать в движении метр (сильную долю такта), простейший ритмический рисунок.
Развивающие:
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- раскрыть и развить природные способности (пластические, координационные, музыкальные);
- умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой;
- развить выразительность и точность движений;
- развивать внимание, память, интеллект.
Воспитательные:
- воспитание у детей интереса к занятиям хореографией путем создания положительного эмоционального настроя;
- сформировать умения и навыки выступления на сцене;
- приобщить к здоровому образу жизни;
- воспитать дисциплинированность и ответственность;
- воспитать трудолюбие, настойчивость в достижении цели;
- воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, терпимость и др.), чувство личной ответственности.
Методические приемы, применяемые в Школе танца БАГИРА, при обучении детей 3-4 лет:
Игровой метод
Основным методом обучения детей 3-4 лет является игра, так как она является естественным и наиболее действенным способом коммуникации в этом возрасте. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на уроке, а о том, чтобы пронизывать урок игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.
Метод аналогий
В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
Словесный метод
Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический метод
Показ движений применяется педагогом для передачи ученикам характера движений. Показ помогает ученикам выразительнее, эмоциональнее и технически правильно исполнить любое движение, упражнение, танцевальные комбинации.
Ожидаемый результат
Основной показатель работы – выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся.
Музыка в танце:
- умение слушать, воспринимать и оценивать музыку;
- умение организовать свои действия под музыку (счет);
- различать темп музыкального произведения (быстро – медленно), динамические оттенки (громко – тихо);
- воспроизведение хлопками и притопыванием простого ритмического рисунка.
- умение отмечать в движении метр (сильную долю такта), простейший ритмический рисунок.
Физические навыки:
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- улучшение эластичности мышц и связок;
- развитие ловкости, силы, апломба (устойчивости), вестибулярного аппарата;
- формирование правильной осанки и координации движений;
- развитие зрительной и слуховой памяти;
- выполнение простейших гимнастических и трюковых элементов.
Ориентация в пространстве:
- умение построить круг, линию, колонну;
- умение двигаться, с соблюдением интервалов, по кругу, в круг и из круга, по линиям, по диагонали.
Образовательные навыки:
- владение танцевальной техникой (выразительно и точно выполнять движения);
- знание танцевальной терминологии;
- умение через различные образы выражать собственное восприятие музыки; навыки импровизации и актерского мастерства.
Воспитательные навыки:
- воспитание у детей интереса к занятиям хореографией путем создания положительного эмоционального настроя;
- сформировать умения и навыки выступления на сцене;
- приобщить к здоровому образу жизни;
- воспитать дисциплинированность и ответственность;
- воспитать трудолюбие, настойчивость в достижении цели;
- воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, терпимость и др.), чувство личной ответственности.
Особое значение для составления образовательной программы имеет характеристика возраста и особенности строения тела. Педагоги-хореографы Школы танца Багира, проводящие занятия с детьми этого возраста, внимательно относятся к плану урока, чередуя нагрузку, переключают внимание детей с одного упражнения на другое.
Характеристика возраста:
Основные показатели физического развития ребенка на этот момент таковы: рост 96 (плюс – минус 4,3 см), вес 12,5 (плюс – минус 1 кг), окружность грудной клетки 51,7 (плюс – минус 1,9 см), окружность головы 48 см.
Особенности опорно-двигательного аппарата.
В дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития. Для детей дошкольного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. У них быстро развивается нервная система, растет скелет, укрепляется мышечная система, и совершенствуются движения. Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности. У детей этого возраста сравнительно большое развитие верхней части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей. Дошкольники 3-4 лет обладают высокой двигательной активностью при недостаточной согласованности движений, в которых участвуют крупные группы мышц. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.
У детей в этом возрасте процесс образования костей не завершен, несмотря на то, что кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете много хрящевой ткани, благодаря чему возможен дальнейший его рост; в то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей. Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. Однако из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.
Это возраст, который можно рассматривать, как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения.
Физиологические изгибы позвоночника ребенка неустойчивы, кости и суставы легко подвергаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий. Суставы пальцев могут деформироваться (например, если малыш часто лепит из слишком жесткого пластилина). Неправильные позы (сведение плеч, опускание одного плеча, постоянно опущенная голова) могут стать привычными, нарушается осанка. А это, в свою очередь, отрицательно сказывается на функции кровообращения и дыхания. В период 3-4 лет диаметр мышц увеличивается в 2-2,5 раза, происходит дифференциация мышечных волокон. Детям, особенно в начале четвертого года жизни, легче даются движения всей рукой, поскольку крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую. Поднимание рук вверх, в стороны, наклоны, покачивания и повороты туловища одновременно способствуют овладению своим телом.
Основные потребности в этом возрасте – потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности – игра. Данный возраст позволяет ребенку придумывать сюжеты, играть действия, находиться в роли режиссера.
Психологи рекомендуют для занятий выбирать следующее время: утро или время после дневного сна, нужно обратить внимание на регулярность графика (дни и время занятия должно совпадать). Занятия должны стать частью режима ребенка. Первые уроки не должны превышать 30-35 минут, затем время урока постепенно увеличивается.
Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено.
В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта.
Ребенок 3-4 лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения. Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте).
С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами. В этот момент хореографу и родителю важно создать ситуацию успеха и хвалить ребенка. Также можно подзадоривать детей соревновательным моментом, кто, например, быстрее найдет место в линии и прочее.
Дорогие родители, вы задаетесь вопросом, как обеспечить ребенку максимальное физическое и творческое развитие и вырастить самым ярким среди сверстников?
Доверьте своего малыша педагогам-хореографам Школы танца БАГИРА
Мы подскажем как справиться с кризисом 3-4 лет, как вести себя родителям в этот период времени и как сделать занятия в зале и дома максимально продуктивными.