С 29 октября по 2 ноября кинотеатр «Художественный» вместе с Французским институтом в России покажет ретроспективу фильмов Жан-Пьера Мельвиля. Зрители увидят пять кинокартин, ставших знаковыми в истории кинематографа
В программе ретроспективы — фильм «Самурай» с Аленом Делоном, экзистенциальный нуар «Красный круг», экранизация одноименного романа Жозефа Кесселя «Армия теней», драма «Леон Морен, священник» с Жан-Полем Бельмондо, а также один из самых влиятельных гангстерских фильмов, предвосхитивший французскую «новую волну», «Боб — прожигатель жизни».
«Режиссер и сценарист Жан-Пьер Мельвиль справедливо считается предтечей французской „новой волны“. Недаром Жан-Люк Годар снял его в небольшой роли писателя Парвулеско в своем дебюте „На последнем дыхании“. На вопрос о своих амбициях Парвулеско отвечает: „Стать бессмертным… и умереть“. Это и произошло с Жан-Пьером Мельвилем — автором стильных, визуально безупречных нуаров о благородных „прожигателях жизни“ и едких, тревожных драм из времен оккупации Франции нацистской Германией. Он умер слишком рано, но многие его фильмы вошли в золотой фонд мирового кино, сформировав образ великих французских звезд — Алена Делона и Жан-Поля Бельмондо. Мельвиль оказал существенное влияние на творчество Мартина Скорсезе, Стивена Содерберга, Майкла Манна и Квентина Тарантино. Имя самого режиссера сегодня нельзя назвать известным широкой аудитории — исправить эту несправедливость и призвана наша ретроспектива», — рассказывает программный директор «Художественного» Стас Тыркин.
Самурай (1967)
Безупречный Ален Делон в минималистической криминальной драме о парижском самурае. Жеф Кастелло — наемный убийца. Умный, опытный и хладнокровный профессионал, он считается лучшим в своем деле. Получив очередной контракт на устранение одного влиятельного человека, Жеф выполняет заказ без особых трудностей. Убийца не оставляет следов и даже устраивает себе безукоризненное алиби, однако неожиданно находится свидетель, который видел киллера в лицо.
Красный круг (1970)
Эстетский нуар, исследующий мир французских гангстеров. Перед выходом на свободу известному преступнику Коре один из охранников дает наводку на ювелирный магазин на Вандомской площади. Освободившись, Коре едет в Париж и в пути спасает бежавшего из-под надзора бандита Фогеля. Два преступника становятся друзьями. Кража драгоценностей на крупную сумму — огромная удача, но по следам грабителей уже идет хитрый комиссар Матей.
Армия теней (1969)
Экранизация военного романа Жозефа Кесселя — сбивающая с ног история французского сопротивления фашизму. Филиппу Гербье, одному из руководителей Сопротивления, дважды удается бежать от гестаповцев. Его спасает Матильда, которая становится соратником и другом главному герою фильма.
Леон Морен, священник (1961)
Жан-Поль Бельмондо в роли кюре, обращающего в веру даже коммунистов. Опасаясь за свою дочь, отец которой имел еврейское происхождение, Барни крестит ее и для спокойствия отправляет в деревню. Как-то проходя мимо церкви она решает зайти и эмоционально высказать все, что думает по поводу религии и ее институтов. На удивление выплеснутая ею агрессия не производит ожидаемого впечатления на молодого священника по имени Леон Морен — он соглашается с критикой Барни, но предлагает заглянуть в суть самой веры.
Боб — прожигатель жизни (1956)
Один из самых влиятельных гангстерских фильмов, предвосхитивший французскую «новую волну». Находящийся на грани банкротства мошенник Боб решает, несмотря на предостережения друга, крупного полицейского начальника, ограбить казино в Довиле. Все распланировано до мелочей, однако полиции становится известно о предстоящей афере.
В рамках ретроспективы также покажут первую режиссерскую работу Жан-Пьера Мельвиля «24 часа из жизни клоуна» (1945) — трогательную короткометражку об одном дне из жизни клоунов Маиса и Беби.
Когда: 29 октября — 2 ноября 2023 года
Где: Москва, кинотеатр «Художественный»