Найти тему
Октагон.Медиа

Предприниматели просят поблажек в УК

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Российское бизнес-сообщество предлагает продолжить декриминализацию экономических преступлений, которые совершают предприниматели. Работа по этому направлению идёт несколько лет, но зачастую нововведения мало применяются на местах. Общественники считают, что поправки к Уголовному кодексу позволят в числе прочего избежать закрытия действующих предприятий и сокращения числа рабочих мест.

В Администрацию президента направлены предложения «Деловой России», которые подразумевают ряд серьёзных нововведений в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах. Одна из ключевых инициатив касается неприменения статьи 210 УК РФ («Организация преступного сообщества») в отношении предпринимателей.

– Эта статья стала очень опасным инструментом в руках правоохранительных органов, потому что все признаки преступного сообщества – и сплочённость, и структурированность, и единые цели, и намерение извлечь прибыль – заведомо свойственны любому бизнесу. Это означает, что, когда предприниматель или менеджер совершает одно тяжкое преступление – например, хищение на миллион с небольшим рублей, – он почти автоматически может быть признан создателем преступного сообщества. А это от 12 лет лишения свободы плюсом к 10 годам за само хищение, – объясняет «Октагону» адвокат, руководитель практики «Аснис и партнёры» Дмитрий Кравченко.

По словам эксперта, в 2020 году предпринималась попытка исправить получившийся перекос и изменить законодательную базу.

– На практике поправки не сработали: 210-я статья становится всё более популярной, влияние приговоров по этой статье на деловой климат огромно. Поэтому предложение о декриминализации статьи 210 УК РФ в отношении предпринимателей более чем разумное, – отмечает Дмитрий Кравченко.

Среди других предложений по поводу декриминализации экономических преступлений фигурирует модернизация системы статистики и учёта преступных деяний в сфере предпринимательства. В настоящее время работа по этому направлению не налажена и сложно вычленить из статистики данные о преступлениях бизнесменов в числе общеуголовных дел экономической направленности.

Как поясняют юристы, жонглирование статистикой со стороны силовых структур возможно и в отношении статьи о мошенничестве (159 УК РФ).

– Это резиновая статья, в ней постоянно появляются дополнения. К предпринимательским составам в ней можно отнести подпункты с 5 по 7, но на деле следствие может квалифицировать преступление по схожему пункту, и данные об этом деле предпринимателя не попадут в статистику, – говорит собеседник издания.

«На бумаге количество преступлений в отношении бизнесменов снижается, а по факту они идут по другим статьям, которые в статистике не учитываются».
Источник «Октагона»

По мнению опрошенных специалистов, давление на бизнес не снижается в том числе из-за отсутствия чёткого разграничения того, в каких случаях спор между двумя предпринимателями следует считать обычным спором хозяйствующих субъектов, а в каких – уголовным преступлением. Встречаются ситуации, когда бизнесмены, имеющие связи с силовиками, привлекают их для воздействия на оппонентов, и это тоже происходит из-за отсутствия чётких границ. Такие проблемы нужно решать в срочном порядке, чтобы бизнес-сообщество не снижало темпы работы и помогало выводить российскую экономику из кризиса.

– Среди предложений по декриминализации есть идея о введении в УК отдельной статьи о мошенничестве с НДС, – рассказывает медиатор по досудебному урегулированию бизнес-споров Лилия Ананичева. – Мы видим много жалоб со стороны бизнесменов по этой теме, потому что дела по таким преступлениям возбуждают по общеуголовным частям статьи 159 УК РФ. Это лишает предпринимателя специальных мер защиты в процессе (О неприменении ареста. – τ.). В итоге компании, главы которых попадают в жернова правоохранительных органов, ликвидируются, теряются рабочие места.

По убеждению собеседницы, помимо предложенных нововведений, необходимо решить вопрос о повышении порогов крупного и особо крупного ущерба в отношении преступлений в сфере экономической деятельности.

Последний раз пороговые значения изменялись в 2016 году, и за этот период инфляция составила около 50 процентов.

Соответственно, следует пропорционально повысить размер суммы ущерба.

– Чтобы снизить давление на предпринимателей, нужно также ограничить количество заключений под стражу по экономическим статьям, расширить возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба, – заключает Лилия Ананичева.

Силовики проверяют данные о злоупотреблении российских корпораций в сфере импортозамещения

✏️Игорь Лесовских

🅾️Все материалы: octagon.media