Найти тему
ПРО ИНГЛИШ проджект

Родителям про изучение алфавита

Эй би си ди и эф джи… Эта песенка знаменовала начало обучения английскому языку старшего поколения учеников, и когда она не звучит из уст ребенка, родитель может начать волноваться, а учит ли вообще ребенок язык. В итоге, к преподавателю приходят с вопросами вроде: «Почему ребенок до сих пор не выучил алфавит! Когда я был(а) в школе, это было обязательно». Поэтому поговорим об изучении алфавита.

Почему учителя не советуют учить весь алфавит и алфавитный порядок на первых уроках:
Знание алфавитного порядка – далеко не самый часто применяющийся навык;
Знание алфавита не помогает в обучении чтению. Названия букв в алфавите в большинстве случаев не совпадают со звуками, которые они обозначают при чтении.

Бонус: запись русского слова английскими буквами не делает его английским.

А теперь чуть подробнее.

Во-первых, алфавитный порядок букв имеет достаточно узкую сферу применения: списки, алфавитные указатели и справочники, словари. А когда вы в последний раз пользовались бумажным словарем? Знание на зубок порядка букв может ускорить поиск в нем, но это далеко не самый часто-используемый навык.

Даже задания на распределение слов в алфавитном порядке либо группировку по буквам используют формальный признак, а не смысл слов. Поэтому учить их в алфавитном порядке труднее.

Во-вторых, знание названий букв алфавита не помогает в обучении чтению и говорению. Ведь названия букв не равны звукам, которые они обозначают при чтении слов, например буква Hh называется «эйч», но читается как «х». Для учеников это кажется дублированием: буква одна, а трактовки две. В результате, выбирается что-то одно и чтение/название не ассоциируется с написанием буквы. Это негативно сказывается на дальнейшем изучении языка и оставляет непонимание, а значит неуверенность, надолго.

Кроме того, знание алфавита не развивает лексических навыков. Порой ученикам требуется усвоить, что написание слова английскими буквами (например, korova) не делает его английским. При этом названия некоторых мест, чьи афиши мы видим каждый день, бывают написаны именно так: полностью латинскими буквами (DOSKI, EPATAGIK) и даже, о нет, частично русскими, а частично латинскими (Шашлыкоff). Такой маркетинг играет против учителей и, в итоге, против учеников.

Но!

Алфавит в начале обучения все равно учится, однако, в соответствии с такими принципами:

  • Правильное написание буквы изучается вместе со звуком, соответствующим ей при чтении. Это развивает два навыка в связке.
  • Изучается не более 2х букв за урок: закрепление требует времени.
  • Названия букв даются после изучения звуков: для записи слов по буквам и произнесения аббревиатур.

Алфавит – образец написания букв. Изучив написание буквы алфавита, ученик усваивает ее графический образ, отличие от других букв и букв другого языка, иногда непривычный для родного языка значок. Он не спутает «h» и «n», как и «k» с русской «к».

Ассоциировать с буквой лучше сначала звук, соответствующий ей при чтении. Так параллельно с графическими навыками развиваются и фонетические. При этом все 26 букв за один-пару уроков закрепить не удастся. Поэтому части алфавита учатся параллельно с лексикой и грамматическими конструкциями.

Названия букв алфавита используются в языке для диктовки слов по буквам (например, чтобы записать фамилию) и произнесения аббревиатур (USA, CNN). После изучения всех букв словарными диктантами развиваются навыки правописания.

Получается, алфавит дети все-таки изучают, но его изучение растянуто по времени для лучшего закрепления и идет в связке с графикой, изучением английских звуков и правописанием.

Наталья и Алёна "PRO Инглиш"