24,1K подписчиков

Lada 1600 Rally. Предтеча Lada VTFS или проба пера Стасиса Брундзы.

1,3K прочитали

Звездный дуэт Стасис Брундза - Анатолий Брум сложился именно в Ижевске, в конце 60-х годов. Сосем молодой гонщик, и совсем молодой инженер еще не знали, что первый, впоследствии станет лучшим пилотом страны, а второй будет самым выдающимся штурманом страны и возглавит сборную СССР по ралли. Почему в то время самая сильная команда раллистов появилась именно в на заводе ИЖ? Дело все в том, что по словам Брундзы и Брума именно в Ижевске относились к автоспорту очень серьезно. Гонщик не лежал под машиной, ее как и подобает, делали механики. А вот штурман и пилот в это время занимались делом, тренировались. Именно Анатолий Брум которому впервые в Советском Союзе попала в руки западная стенограмма, ее привез тогдашний главный тренер сборной Карл Сочнов, довел ее практически до совершенства и все гонщики стали пользоваться именно наработками этого звездного экипажа. До 1968 года стенограмм никто не писал.

Анатолий Брум и Стасис Брундза чемпионы РСФСР 1969 год. Автомобиль Иж-412
Анатолий Брум и Стасис Брундза чемпионы РСФСР 1969 год. Автомобиль Иж-412

Брундза и Брум были первыми, кто использовал перед гонкой тренировочный автомобиль. Эта привычка, писать стенограмму не только по допам, а по всему маршруту ралли, не раз помогала экипажу обойти западных конкурентов. Когда ИЖ начал сдавать позиции Брундза и Брум ушли из команды. Но если Анатолий Георгиевич решил учить молодых и перспективных пилотов, то Стасис Казимирович - строить "боевые" машины.

Звездный дуэт Стасис Брундза - Анатолий Брум сложился именно в Ижевске, в конце 60-х годов.-2

Вообще личности этих людей тема для отдельного разговора. Ведь так несправедливо получилось, что про Брундзу знают многие, а вот про его штурмана, Брума, почти все забыли. И я обещаю, обязательно написать развернутую статью про Анатолия Георгиевича, которого нет с нами уже много лет. Ведь мне удалось, буквально по крупицам, собрать очень интересные и ценные сведения о его биографии. А сейчас вернемся к непосредственно Lada 1600 Rally.

Звездный дуэт Стасис Брундза - Анатолий Брум сложился именно в Ижевске, в конце 60-х годов.-3

Брундза уехал на родину, в Литву и обратился в Автоэкспорт с предложением строить различные автомобили для сборной СССР. Тогдашнее руководство структуры его всецело поддержало. И Стасис Казимирович организовал при Вильнюсском авторемонтном заводе, директор которого был большим любителем соревнований, некий спортивный отдел. Он позднее перерастет в Вильнюсскую фабрику транспортных средств. А по прошествии времени выделится в самостоятельное предприятие. Которое назовут ЭВА — Экспериментальный вильнюсский автозавод.

Звездный дуэт Стасис Брундза - Анатолий Брум сложился именно в Ижевске, в конце 60-х годов.-4

Пробой пера стал раллийный ВАЗ-2103. А позднее в ВФТС решили создать некий симбиоз машин ВАЗ-21011 и ВАЗ-2106. От первого использовали кузов, а второй подарил боевой модели силовой агрегат. Но на самом деле все было довольно условно. Мне удалось найти в сети интересный документ подготовленный для Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог в 1978 году. Именно позволяет понять насколько глубоким переделкам подвергся этот болид.

Боевой раллийный Лада 1600 Ралли Брундза был не только легче серийного варианта. И это при том, что кузовные панели не заменялись на алюминиевые или пластиковые, вес автомобиля равнялся 920 кг против 955 у серийного. Это было достигнуто в основном путем удаления всех шумоизоляционных материалов и декоративных панелей. Но в кузов был установлен каркас безопасности. У машины появился передний спойлер и расширители колесных арок. Дело в том, что спецучастки могут быть как гранитными, так и асфальтовыми и в соотвествии с этим подбирается и тип шин.

Что касается силового агрегата, то коленчатый вал, маховик, шатуны, поршневые пальцы и кольца были изготовлены заново. Я не знаю каким секретом обладали литовцы, но они сделали практически невозможное. Блок цилиндров так же подвергся переделке. А головку, клапаны, распредвал и рычаги привода клапанов тоже изготавливали по новой.

Звездный дуэт Стасис Брундза - Анатолий Брум сложился именно в Ижевске, в конце 60-х годов.-7

Изменили и систему зажигания, использовали импортные свечи. Коробку передач собрали по новой, но использовали стандартный корпус. соотвественно изменили и передаточные числа. Причем подготовили несколько вариантов. Дисковые передние тормоза стали вентилируемыми, а задние барабаны уступили место дискам. Кинематика подвести была полностью изменена, как и рулевое управление.

Звездный дуэт Стасис Брундза - Анатолий Брум сложился именно в Ижевске, в конце 60-х годов.-8

В ВФТС подошли к делу со всей ответственностью. И как следствие получился уникальный раллийный автомобиль. Чей 1600 кубовый мотор был раскачан до 151 лошадиной силы. Максимальная скорость которого равнялась 181 км/ч, а разгон до сотни занимал 8,3 секунды.

Почему решили использовать кузов именно от ВАЗ-21011? Дело в том, что на передней выштамповке появились прорези, которые, по идее, должны были улучшить приток воздуха к радиатору.

Звездный дуэт Стасис Брундза - Анатолий Брум сложился именно в Ижевске, в конце 60-х годов.-9

И лишь после того как были собраны все данные, в 80-х годах ВФТС приступили к созданию моделей которые могли бы соревноваться на равных с машинами группы В. Увы, когда работы были закончены Федерация запретила эту группу, как слишком опасную.