Рождение оперы

137 прочитали

К концу XVI века во Флоренции образовался кружок знатоков и любителей музыки, получивший название «Флоренти́йская камера́та» (от итал. camerata — компания, кружок). Участники кружка – меценаты, знаменитые композиторы и теоретики искусства, поэты Джова́нни Ба́рди, Яко́по Ко́рси, Пье́ро Стро́цци, Винче́нцо Галиле́й, Джу́лио Каччи́ни, Отта́вио Ринуччи́ни, Габрие́лло Кьябре́ра, Яко́по Пе́ри и другие, стали собираться на музыкальные вечера, на которых обсуждали современную музыку и основные тенденции её развития.

Мемориальная доска на спальном корпусе во дворце Барди во Флоренции
Мемориальная доска на спальном корпусе во дворце Барди во Флоренции

Они сетовали на засилье полифонии, которую окрестили «разрушительной поэзией», считая, что одновременное звучания множества голосов, поющих, зачастую, разные тексты, лишает слушателей возможности проникнуться содержанием произведения, выраженного в поэзии. В свою очередь композитору это мешает адекватно передавать, посредством музыки и слова, все оттенки личных человеческих чувств.

По их мнению, эта музыка должна была быть исключительно гомофонно-гармонического склада (то есть - мелодия и аккомпанемент) и тесно связана не только с пропеваемым словом, но и, для большего воздействия на слушателя - с драматическим действием, также как это было в античном театре.

К концу XVI века во Флоренции образовался кружок знатоков и любителей музыки, получивший название «Флоренти́йская камера́та» (от итал. camerata — компания, кружок).-2

Попытка возродить древнегреческий театр привела к созданию совершенного нового музыкально-театрального жанра – о́перы, или, как тогда она называлась – «драмы на музыке» («Dramma per musica»).

За основу сюжета брались античные мифы. Всё действие было музыкальным, но приоритетным было слово. Исполнение текста актёрами, по словам Якопо Пери, должно звучать как «пение на полпути между обычным говором и чистой мелодией», оркестр из нескольких инструментов выполнял функцию гармонической поддержки партии солиста, кроме основных действующих лиц важную роль на сцене играл хор, как это и было в греческом театре.

Якопо Пери, один из создателей первой в истории оперы
Якопо Пери, один из создателей первой в истории оперы

Первая драма на музыке «Да́фна» (1594 г.) дошла до нас лишь фрагментарно. А вот созданная поэтом Отта́вио Ринуччи́ни и композитором Яко́по Пе́ри опера «Орфе́й» сохранилась. Она была впервые исполнена во Флоренции на торжествах, устроенных в честь бракосочетания французского короля Генриха IV и итальянской герцогини Марии Ме́дичи, состоявшееся 6 октября 1600 года.

Якопо да Эмполи. Свадьба Марии Медичи и Генриха IV
Якопо да Эмполи. Свадьба Марии Медичи и Генриха IV

Сюжет древнегреческого мифа, оказался весьма подходящим для музыкально-театрального представления. Кратко напомню его сюжет:

Орфей - музыкант, наделённый божественным даром, собирается женится на юной и прекрасной Эвридике. Но в самый разгар свадьбы невеста умирает от укуса змеи. Безутешный жених, решается спуститься в царство Аида, в надежде на то, что сможет вернуть безвременно ушедшую возлюбленную. Благодаря своему музыкальному дару Орфею удается преодолеть все преграды, и разжалобить холодное сердце Владыки загробного мира. Однако есть условие - Орфей сможет вывести душу Эвридики в царство живых, только если он ни разу не посмотрит на неё за время пути. Это условие оказывается нарушено в самый последний момент. Орфей теряет Эвридику навсегда.

Разумеется, для свадебной постановки авторы этой оперы изменили сюжет, соединив Орфея и его возлюбленную в финале. Новое театрально-музыкальное действо было с восторгом принята слушателями, и опера начала своё триумфальное шествие по городам Италии и Европы. Эта дата, считается днём рождения оперного искусства, которое заблистает в полную силу уже в следующем XVII столетии, став главным жанром эпохи барокко.

Если вам понравилась публикация, то не забудьте поставить лайк, и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи:) Все публикации вы можете найти в полном каталоге статей.