В предыдущей статье я писала о значении музыки в жизни древних греков. Поэтому начну с музыки. С ней, самым непосредственным образом, были связаны театральные представления Эллады. Их истоки восходят к традиционным древним праздникам, проводимым в честь бога виноделия Диониса - диони́сиям.
Во время этих народных гуляний инсценировались некоторые сюжеты из мифов, рассказывающих об этом божестве, и исполнялись хвалебные песни в его честь – дифира́мбы.
Представление разыгрывалось ряжеными, которые изображали свиту Диониса - козлоподобных сатиров. Поэтому участники надевали на себя козлиные шкуры.
В 534 г. до н. э. Феспи́д выделил из общего хора участников действа, солиста, который стал называться корифе́ем. Это событие считается датой рождения собственно театра. Позже, драматург Эсхил ввёл в действие второго солиста, а затем Софокл, добавил третьего.
В Древней Греции зародились и сформировались основные театральные жанры:
1. Трагедия – дословный перевод названия – «песнь козла» (от греч. «трагос» - «козел», «одэ» - «песнь»); (Здесь нужно вспомнить о ряженных в козлиные шкуры). Покровительницей этого театрального жанра считалась Мельпомена - муза трагедии, которую принято изображать с маской печали в руках. (о древнегреческих музах читайте в предыдущей статье). Считается, что это род драмы родился из той части религиозных мистерий, где разыгрывалась история смерти Диониса.
2. Комедия – происхождение слова от греческого «комос» - шествие ряженых и «одэ» - «песнь»; За этот вид театральных представлений ответственность несла ещё одна Муза, которую звали Талия. Маска в её руках выглядит жизнерадостнее, чем та, что держит Мельпомена. Предполагают, что этот жанр вырос из тех же мистерий, когда разыгрывалась та часть мифа о Дионисе, где он воскресал. Тогда народ уже скидывал козлиные шкуры и маски, и все предавались буйной радости и обильным возлияниям, восхваляя этого бога.
3. Сатирова драма (иногда говорят «сатировская драма») или иначе «игривая трагедия» - средний жанр (между трагедией и комедией, но не путать с современной трагикомедией), ближе всего стоящий к изначальным народным праздникам в честь Диониса.
Театральные представления проходили несколько раз в год (обычно приурочивались к праздникам) и были большим общественным событием, которому придавался государственный статус. Посещать театр должен был каждый свободный гражданин полиса. Вход был платным, но для людей малоимущих государство выделяло субсидии (начиная с эпохи Перикла) – то есть оплачивало их «входные билеты» на спектакли.
Театральный «марафон» длился четыре дня подряд (в некоторых источниках, говорят о трёх днях), с самого утра до захода солнца, и имел форму состязания драматургов, пьесы которых оценивало жюри. В каждый из дней, на суд выносили пьесы одного из соревнующихся авторов.
Три первых дня в театре играли по три трагедии и одной сатировой драме каждого конкурсанта, а на четвертый день шли постановки нескольких комедий. Очевидно, что предпочтение отдавалось жанру трагедии. Это было связано с эффектом ка́тарсиса, важным для воспитания лучших качеств личности. Сопереживая героям пьесы, испытывая чувство сострадания, душа зрителя словно бы очищалась, а сам он становился возвышеннее и благороднее.
Именно это нравственное очищение души в результате страдания пережитого вместе с героем трагедии, в совокупности с испытываемым эстетическим потрясением, и называлось катарсисом.
Всё действо в театре было музыкальным, потому корифеи свои монологи не читали, как это происходит сегодня, а пели (произносили нараспев, под аккомпанемент музыкальных инструментов).
Важную роль в таком представлении играл хор, состоящий обычно из 12 – 14 человек. С ним солист вел диалог, хор сообщал о значимых для героев событиях, происходивших как бы вне сцены, создавал определённую эмоциональную атмосферу, готовя зрителя к восприятию коллизий пьесы. Таким образом, хор выступал одновременно и как действующее лицо, и как рассказчик, и как комментатор всего происходящего на сцене.
Интересно, что гражданским долгом было не только посещение театра (для «улучшения» каждого отдельного жителя полиса), но и непосредственное участие граждан в спектакле (и в качестве корифеев, и в составе хора, и как оркестранта, и, особенно, как члена жюри). Это было почётной обязанностью, которой гордились, и которую ещё надо было заслужить.
Древнегреческий театр обычно располагался под открытым небом на склонах естественных холмов.
Места для зрителей размещались полукругом на уступах холма и назывались театро́ном (буквально "место для зрелищ" - отсюда произошло слово «театр»). Актеры выступали на площадке – орхе́стре ("место для плясок"), находящейся внизу. Сценическую площадку замыкало небольшое помещение, служебное по своему предназначению – ске́ния ("палатка"). Здесь хранились костюмы, были простейшие «гримерки», а позже на стену скении, выходящую к зрителям, стали вывешиваться декорации. Передняя часть этой стены и площадка перед ней назывались - проскений ("место перед сценой").
Актёрами в Древней Греции были только мужчины. Часто один актёр во время спектакля играл несколько ролей (в том числе и женские). Для максимально быстрого «перевоплощения» артистов была введена традиция использования масок. Актёр, в таком случае, изображал не конкретного человека, а представлял собой некий типаж, например царя, героя, бога, злодея, слугу, старуху, и т. п.
Кроме того, с помощью масок передавались эмоции: грусть, гнев, веселье, коварство и др. Каждому определённому характеру и настроению соответствовала «своя» маска.
Так, силу и здоровье изображал смуглый цвет лика маски, болезненность — желтый, хитрость — красный, а гнев — багровый. Гладкий лоб маски должен был выражать весёлое настроение героя пьесы, а крутой — мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актёра.
Чтобы сгладить, а иногда и подчеркнуть, комический эффект от огромных непропорциональных масок надетых на головы актёров, нужно было "увеличить" оптически объём их тел. Для этого использовалась обувь на очень высокой платформе – коту́рны.
Расцвет греческого театра связан с именами выдающихся драматургов - трагиков Эсхи́ла, Софо́кла, Эврипи́да. Незаурядность этих авторов состояла в том, что они стремились не только воспроизвести сюжет известного мифа (мифология лежала в основе содержания каждой трагедии), а, главным образом, старались раскрыть сложный, зачастую противоречивый внутренний мир своих героев.
В трагедиях великих греческих драматургов перед нами предстают яркие личности с сильными характерами, способные на неординарные поступки. В основе пьес лежат конфликты и неразрешимые противоречия, которые герои не в силах преодолеть: неразделённая любовь, голос чести, повороты судьбы, воля богов, родовое проклятие, собственные, разрушающие душу и разум, страсти. Персонажи спектакля, по ходу сюжета, оказывались в ситуации, когда они должны были сделать сложный этический выбор (чаще всего между желаниями и долгом). Это «обнажало» все самые потаённые стороны их души, демонстрируя истинное «лицо» человека, его суть. Таковы, например, «Прометей» Эсхила, «Медея» Эврипида, «Царь Эдип» Софокла.
Жанр комедии в период расцвета театра был связан с творчеством комедиографа Аристофа́на. В его комедиях (например, «Всадники», «Облака») царила атмосфера карнавала и безудержного, иногда весьма грубого, непристойного веселья. В своих пьесах он поднимал острополитические темы и высмеивал человеческие нравы.
Таким образом, в Древней Греции все виды искусства преследовали одну важнейшую цель - формирование Личности гражданина, они были призваны выполнять гражданственно-воспитательную функцию в общественной жизни Древней Эллады.
Итак, зародившийся в Древней Греции театр, стал образцом для развития европейской драматургии в последующие эпохи. Без этого уникального явления не появился бы такой музыкальный синтетический жанр, как опера, и все её последующие вариации, вплоть до мюзикла. Главные принципы этого греческого явления используются в драматургии и по сей день. Но, пожалуй, главное - то, что театр Древней Греции был тем местом, где воспитывались нравы, формировались представления о морали, создавались условия эстетического и этического воспитания лучших сторон личности.
Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:
Культура Древней Греции. В чём секрет успеха?
Во что верили древние греки?
Что нужно знать о Гомере и его поэмах?
Этапы развития великой культуры.
Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству.
Ордерная система - основа классической архитектуры.
Как строились храмы Древней Греции.
Ансамбль Афинского Акрополя.
Древнегреческая живопись.
Древнегреческая вазопись.
Что мы знаем о древнегреческой музыке?
Древнегреческий театр. Почему греки любили трагедию?
Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.