Найти тему

Древнегреческий театр. Почему древние греки любили трагедии?

В предыдущей статье я писала о значении музыки в жизни древних греков. Поэтому начну с музыки. С ней, самым непосредственным образом, были связаны театральные представления Эллады. Их истоки восходят к традиционным древним праздникам, проводимым в честь бога виноделия Диониса - диони́сиям.

"Дионис со своей свитой". Краснофигурная роспись.
"Дионис со своей свитой". Краснофигурная роспись.

Во время этих народных гуляний инсценировались некоторые сюжеты из мифов, рассказывающих об этом божестве, и исполнялись хвалебные песни в его честь – дифира́мбы.

"Восхваляя Бахуса". Лоуренс Альма-Тадема.
"Восхваляя Бахуса". Лоуренс Альма-Тадема.

Представление разыгрывалось ряжеными, которые изображали свиту Диониса - козлоподобных сатиров. Поэтому участники надевали на себя козлиные шкуры.

"Вакханалия". Генрих Семирадский.
"Вакханалия". Генрих Семирадский.

В 534 г. до н. э. Феспи́д выделил из общего хора участников действа, солиста, который стал называться корифе́ем. Это событие считается датой рождения собственно театра. Позже, драматург Эсхил ввёл в действие второго солиста, а затем Софокл, добавил третьего.

Корифеи древнегреческого театра.
Корифеи древнегреческого театра.

В Древней Греции зародились и сформировались основные театральные жанры:

1. Трагедия – дословный перевод названия – «песнь козла» (от греч. «трагос» - «козел», «одэ» - «песнь»); (Здесь нужно вспомнить о ряженных в козлиные шкуры). Покровительницей этого театрального жанра считалась Мельпомена - муза трагедии, которую принято изображать с маской печали в руках. (о древнегреческих музах читайте в предыдущей статье). Считается, что это род драмы родился из той части религиозных мистерий, где разыгрывалась история смерти Диониса.

"Мельпомена. Муза Трагедии". Хосе Луис Муньос Луке.
"Мельпомена. Муза Трагедии". Хосе Луис Муньос Луке.

2. Комедия – происхождение слова от греческого «комос» - шествие ряженых и «одэ» - «песнь»; За этот вид театральных представлений ответственность несла ещё одна Муза, которую звали Талия. Маска в её руках выглядит жизнерадостнее, чем та, что держит Мельпомена. Предполагают, что этот жанр вырос из тех же мистерий, когда разыгрывалась та часть мифа о Дионисе, где он воскресал. Тогда народ уже скидывал козлиные шкуры и маски, и все предавались буйной радости и обильным возлияниям, восхваляя этого бога.

"Талия. Муза Комедии". Хосе Луис Муньос Луке.
"Талия. Муза Комедии". Хосе Луис Муньос Луке.

3. Сатирова драма (иногда говорят «сатировская драма») или иначе «игривая трагедия» - средний жанр (между трагедией и комедией, но не путать с современной трагикомедией), ближе всего стоящий к изначальным народным праздникам в честь Диониса.

Краснофигурная роспись с изображением актёров и музыкантов.
Краснофигурная роспись с изображением актёров и музыкантов.

Театральные представления проходили несколько раз в год (обычно приурочивались к праздникам) и были большим общественным событием, которому придавался государственный статус. Посещать театр должен был каждый свободный гражданин полиса. Вход был платным, но для людей малоимущих государство выделяло субсидии (начиная с эпохи Перикла) – то есть оплачивало их «входные билеты» на спектакли.

Актеры театра готовятся к выступлению. Мозаика из Помпей.
Актеры театра готовятся к выступлению. Мозаика из Помпей.

Театральный «марафон» длился четыре дня подряд (в некоторых источниках, говорят о трёх днях), с самого утра до захода солнца, и имел форму состязания драматургов, пьесы которых оценивало жюри. В каждый из дней, на суд выносили пьесы одного из соревнующихся авторов.

-9

Три первых дня в театре играли по три трагедии и одной сатировой драме каждого конкурсанта, а на четвертый день шли постановки нескольких комедий. Очевидно, что предпочтение отдавалось жанру трагедии. Это было связано с эффектом ка́тарсиса, важным для воспитания лучших качеств личности. Сопереживая героям пьесы, испытывая чувство сострадания, душа зрителя словно бы очищалась, а сам он становился возвышеннее и благороднее.

Именно это нравственное очищение души в результате страдания пережитого вместе с героем трагедии, в совокупности с испытываемым эстетическим потрясением, и называлось катарсисом.

Всё действо в театре было музыкальным, потому корифеи свои монологи не читали, как это происходит сегодня, а пели (произносили нараспев, под аккомпанемент музыкальных инструментов).

-10

Важную роль в таком представлении играл хор, состоящий обычно из 12 – 14 человек. С ним солист вел диалог, хор сообщал о значимых для героев событиях, происходивших как бы вне сцены, создавал определённую эмоциональную атмосферу, готовя зрителя к восприятию коллизий пьесы. Таким образом, хор выступал одновременно и как действующее лицо, и как рассказчик, и как комментатор всего происходящего на сцене.

-11

Интересно, что гражданским долгом было не только посещение театра (для «улучшения» каждого отдельного жителя полиса), но и непосредственное участие граждан в спектакле (и в качестве корифеев, и в составе хора, и как оркестранта, и, особенно, как члена жюри). Это было почётной обязанностью, которой гордились, и которую ещё надо было заслужить.

-12

Древнегреческий театр обычно располагался под открытым небом на склонах естественных холмов.

-13

Места для зрителей размещались полукругом на уступах холма и назывались театро́ном (буквально "место для зрелищ" - отсюда произошло слово «театр»). Актеры выступали на площадке – орхе́стре ("место для плясок"), находящейся внизу. Сценическую площадку замыкало небольшое помещение, служебное по своему предназначению – ске́ния ("палатка"). Здесь хранились костюмы, были простейшие «гримерки», а позже на стену скении, выходящую к зрителям, стали вывешиваться декорации. Передняя часть этой стены и площадка перед ней назывались - проскений ("место перед сценой").

-14

Актёрами в Древней Греции были только мужчины. Часто один актёр во время спектакля играл несколько ролей (в том числе и женские). Для максимально быстрого «перевоплощения» артистов была введена традиция использования масок. Актёр, в таком случае, изображал не конкретного человека, а представлял собой некий типаж, например царя, героя, бога, злодея, слугу, старуху, и т. п.

Актёр с масками. Античный рельеф.
Актёр с масками. Античный рельеф.

Кроме того, с помощью масок передавались эмоции: грусть, гнев, веселье, коварство и др. Каждому определённому характеру и настроению соответствовала «своя» маска.

-16

Так, силу и здоровье изображал смуглый цвет лика маски, болезненность — желтый, хитрость — красный, а гнев — багровый. Гладкий лоб маски должен был выражать весёлое настроение героя пьесы, а крутой — мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актёра.

Греческие Музы. Античный рельеф.
Греческие Музы. Античный рельеф.

Чтобы сгладить, а иногда и подчеркнуть, комический эффект от огромных непропорциональных масок надетых на головы актёров, нужно было "увеличить" оптически объём их тел. Для этого использовалась обувь на очень высокой платформе – коту́рны.

-18

Расцвет греческого театра связан с именами выдающихся драматургов - трагиков Эсхи́ла, Софо́кла, Эврипи́да. Незаурядность этих авторов состояла в том, что они стремились не только воспроизвести сюжет известного мифа (мифология лежала в основе содержания каждой трагедии), а, главным образом, старались раскрыть сложный, зачастую противоречивый внутренний мир своих героев.

Шарль Жалабер. «Антигона выводит слепого Эдипа из Фив»
Шарль Жалабер. «Антигона выводит слепого Эдипа из Фив»

В трагедиях великих греческих драматургов перед нами предстают яркие личности с сильными характерами, способные на неординарные поступки. В основе пьес лежат конфликты и неразрешимые противоречия, которые герои не в силах преодолеть: неразделённая любовь, голос чести, повороты судьбы, воля богов, родовое проклятие, собственные, разрушающие душу и разум, страсти. Персонажи спектакля, по ходу сюжета, оказывались в ситуации, когда они должны были сделать сложный этический выбор (чаще всего между желаниями и долгом). Это «обнажало» все самые потаённые стороны их души, демонстрируя истинное «лицо» человека, его суть. Таковы, например, «Прометей» Эсхила, «Медея» Эврипида, «Царь Эдип» Софокла.

"Медея подносит чашу с отравленным вином Тесею". Уильям Рассел Флинт.
"Медея подносит чашу с отравленным вином Тесею". Уильям Рассел Флинт.

Жанр комедии в период расцвета театра был связан с творчеством комедиографа Аристофа́на. В его комедиях (например, «Всадники», «Облака») царила атмосфера карнавала и безудержного, иногда весьма грубого, непристойного веселья. В своих пьесах он поднимал острополитические темы и высмеивал человеческие нравы.

Актёры античной комедии
Актёры античной комедии
Таким образом, в Древней Греции все виды искусства преследовали одну важнейшую цель - формирование Личности гражданина, они были призваны выполнять гражданственно-воспитательную функцию в общественной жизни Древней Эллады.

Итак, зародившийся в Древней Греции театр, стал образцом для развития европейской драматургии в последующие эпохи. Без этого уникального явления не появился бы такой музыкальный синтетический жанр, как опера, и все её последующие вариации, вплоть до мюзикла. Главные принципы этого греческого явления используются в драматургии и по сей день. Но, пожалуй, главное - то, что театр Древней Греции был тем местом, где воспитывались нравы, формировались представления о морали, создавались условия эстетического и этического воспитания лучших сторон личности.

-22

Что ещё почитать о древнегреческой культуре? Ссылки на мои статьи по этой теме смотрите ниже:

Культура Древней Греции. В чём секрет успеха?
Во что верили древние греки?
Что нужно знать о Гомере и его поэмах?
Этапы развития великой культуры.
Древнегреческая скульптура. Путь к совершенству.
Ордерная система - основа классической архитектуры.
Как строились храмы Древней Греции.
Ансамбль Афинского Акрополя.
Древнегреческая живопись.
Древнегреческая вазопись.
Что мы знаем о древнегреческой музыке?
Древнегреческий театр. Почему греки любили трагедию?

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.