Найти тему
"Ваша газета"

Православные, магометанские, крещёнские…

Бытует мнение, что до революции 1917 года школ в России было мало, народ почти сплошь оставался неграмотным. Доктор философских наук О. Валитов из Уфы в газете «Советская Россия» за 1 июля 2017 года привёл такой любопытный факт: в 1782 году в стране насчитывалось всего восемь народных школ с 518 учащимися, в 1786 году - 165 школ и 11088 учеников, а в конце столетия - 288 школ, в которых учились 22 220 детей. Директор музея образования педагогического колледжа Альмира САДИКОВА и методист Светлана ЕГОРОВА познакомили редакцию «ВГ» с данными, которые красноречиво говорят о том, что царская власть всё же заботилась о том, чтобы россияне, какой бы национальности ни были, умели читать и писать.

Одноклассные и двухклассные

На территории, на которой сегодня располагается Нижнекамский район, работали школы, в которых учились дети как православного, так и мусульманского населения. Так, церковно-приходские школы действовали: в Байгулове - одноклассная русско-крещёнская, в Больших Атах - одноклассная смешанная крещёнская, в Малых Ерыклах - одноклассная смешанная чувашская, одноклассные смешанные русские школы были в Поповке, Старошешминске, Тавеле, Шакшине.

Для детей, чьи родители придерживались ислама, были открыты школы в Ташлыке: в одноклассной мужской трёхгодичной обучались 35 учеников, женскую одноклассную посещали 45 учениц. В Каенлах работали четыре школы: две мужские (145 учеников) и две женские (108). Одноклассные мужские школы действовали в Тубе, Нижней Уратьме, Верхних и Нижних Челнах. Данные по магометанским школам взяты за 1912-1913 учебный год.

- Во многих школах сохранились даже фамилии педагогов, работавших в школах в 1905-1913 годах: Т. Аппаков (Большие Аты), Н. Каруселин, П. Николаев, Н. Орлов (Малые Ерыклы), А. Семякин, О. Семякина (Старошешминск), Шамбазов, Зубаиров (Каенлы), Байчурин (Нижние Челны), - рассказывает Альмира Насимовна.

При мечетях открывались духовные учебные заведения - медресе, где детей обучали чтению, письму и счёту. Позднее медресе становилось училищем высшего типа.

В 80-х годах XIX века начали открываться воскресно-повторительные классы для юношей до 18 лет - прототип вечерней школы.

С 1802 года стали открываться училища, которые субсидировало Министерство народного просвещения. Они были одноклассные и двухклассные, где изучали закон Божий (история Ветхого и Нового заветов, катехизис), церковно-православную грамоту, русский язык с чистописанием, арифметику, церковное пение и черчение. Разрешалось также вести гимнастику и ремесло, рукоделие, пчеловодство. Обучение длилось пять лет - три года в первом и два года во втором классах. Министерское училище было открыто в 1891 году в Байданкине - одноклассное русско-крещенское, где дети с семи лет обучались три года.

Были в здешних местах и земские училища - всего 18. В Благодатной с 1904 года действовало русско-татарско-чувашское одноклассное училище. Смешанные русские одноклассные училища работали в Богородском, Городищенском, Дмитриевке, Елантове, Кармалах, Новошешминске, Смыловке, Старошешминске, Шереметьевке, Тетвеле; смешанные русско-татарские одноклассные в Камских Полянах, Макаровке, Нижней Уратьме, татарско-чувашское - в Кулмаксе. Педагогами работали В. Чурбанов (Благодатная), Я. Мяклов (Городище), Я. Люстрицкий, М. Орлова, А. Ершова (Елантово), А. Беркутов, О. Архангельская (Камские Поляны), В. Ковалёв, П. Никольский, М. Фролова (Кармалы), К. Емельянов, О. Семякина, В. Рождественский (Старошешминск), С. Добромыслов, В. Пеньковский, Т. Шляхтин, А. Анцифиров (Шереметьевка), С. Абдуллин (Шингальчи).

Всеобщее обязательное среднее

Первая мировая война, за ней Гражданская, вдобавок война с иностранными интервентами очень негативно отразились на состоянии просвещения в России. Немало учебных заведений было разрушено, из-за голода и различных эпидемий убавилось и количество учителей. Многое Советам пришлось начинать сначала.

- В результате Октябрьской революции в России установилась советская власть, на местах начался процесс становления и упрочения общеобразовательной школы. Ведь была поставлена задача всеобщего начального образования населения. В 20-30-х годах прошлого века в каждом населённом пункте начали открываться начальные, семилетние или средние школы, - говорит Светлана Ивановна.

С 1923 года в сёлах на базе начальной школы стали создаваться трёхлетние школы крестьянской молодёжи (ШКР). В объёме семилетки в городах работали школы фабрично-заводского обучения. Роль средних учебных заведений также выполняли рабочие факультеты (рабфаки) и техникумы.

Руководители государства и учёные, составляя первый пятилетний план страны (1928-1932), не забыли в него включить и образование. Так, в основу плана культурного строительства были положены всеобщее обязательное начальное обучение, ликвидация неграмотности, массовое профессионально-техническое образование. В итоге на территории Нижнекамского района открылись и успешно функционировали 43 школы.

Второй этап пришёлся на годы второй и третьей пятилеток, когда шёл период внедрения неполного среднего образования. Начальные школы преобразовывались - открывались семилетки, создавались районные отделы народного образования (роно), улучшалось и управление системой образования.

1 сентября 1961 года выдалось прохладным, шёл дождик, но настроение у всех было праздничное - на месте будущего города, в посёлке Строителей, открывалась первая школа, восьмилетняя.
1 сентября 1961 года выдалось прохладным, шёл дождик, но настроение у всех было праздничное - на месте будущего города, в посёлке Строителей, открывалась первая школа, восьмилетняя.

После Великой Отечественной войны в Нижнекамском (тогда Шереметьевском) районе действовали 5 средних, 14 семилетних и более 40 начальных школ.

Третий этап - это реализация планов по всеобщему обязательному среднему образованию. В этот период, по словам Альмиры Насимовны, большое внимание уделялось укреплению материально-технической базы школ. Широкое распространение получили факультативы по выбору учащихся, открывались школы с углублённым изучением отдельных предметов, а в сельских школах вводилось обучение столярному и слесарному делу, вождению автомобиля, трактора, комбайна. В школах вводились ставки организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы, открывались группы продлённого дня, создавались кабинеты трудового обучения, мастерские по обработке дерева, металла.

Строительство нефтехимкомбината и других предприятий в Нижнекамске и районе сильно изменили демографическую обстановку. Многие из взрослого населения, в том числе и молодёжь, стали переезжать в город, в некоторых сёлах даже пришлось закрыть школы, но общее количество учащихся, как в городе, так и в районе, увеличилось более чем на 700 человек. А педагоги по-прежнему заняты благородным делом - сеют разумное, доброе и вечное в души своих учеников.

Газимзян САБИРОВ.