79 лет назад родился российский и советский актер театра и кино Николай Караченцев. Творческая жизнь актера была насыщенной. Работая на театральных подмостках, снимаясь в кино или озвучивая мультфильмы для маленьких зрителей, Караченцев полностью отдавался работе и ни одна из его работ не была проходной. Но мало кто знает, что Николай Караченцев еще и озвучивал книги российских и зарубежных авторов. Из всего разнообразия этих книг хочу выделить рассказ Рэя Брэдбери «Запах сарсапарели».
-Рассказ?! Произведение на 3 страницы! Стоит ли уделять ему время? - спросите Вы.
-Стоит! - скажу Вам я.
Да, на чтение рассказа Вы потратите максимум 10 минут, а вот на осмысление прочитанного у Вас может уйти больше времени. В этом и заключается, на мой взгляд, эффект Брэдбери. Легкий стиль изложения, яркие образы и аллегории позволяют Рэю Брэдбери раскрыть серьезные вопросы, которые затрагивают каждого человека.
Большую часть рассказа занимает изложение воспоминай о прошедшей жизни главного героя Уильяма Финча, которые навевает ему посещение чердака со старыми вещами. Для него чердак – это машина времени, которая возвращает Финча во времена его молодости, когда они с супругой счастливы и их повсюду сопровождал запах сарсапарели. Его жена Кора, наоборот, считает чердак «грязной дырой», «где только и есть что старая одежда, подгнившие балки да Время, в чужой, особый мир, совсем не такой, как здесь, внизу.» И постоянное нахождение Уильяма на чердаке ее раздражает и расстраивает.
На первый взгляд, это рассказ о пожилой паре, где муж инфантильный человек, а жена сварливая старуха. Но последние строки рассказа расставляю все по своим местам:
«- Уильям! - пронзительно крикнула Кора. ….
С криком она кинулась за стулом, кряхтя взобралась в эту затхлую темень. Поспешно посветила фонариком по углам.…
И тут она увидела: в дальнем конце чердака, выходящем на запад, приотворено окошко….
За распахнутым окном сверкали зеленой листвой яблони, стояли теплые июльские сумерки. С негромким треском разрывались хлопушки фейерверка. Издали доносился смех, веселые голоса. В воздухе вспыхивали праздничные ракеты алые, белые, голубые - рассыпались, гасли...
Она захлопнула окно, голова кружилась, она чуть не упала.
- Уильям!
Позади, через отверстие люка в полу, сочился снизу холодный зимний свет. Кора нагнулась - снег, шурша, лизал стекла окон там, внизу, в холодном ноябрьском мире, где ей суждено провести еще тридцать лет.
Она больше не подошла к тому окошку. Она сидела одна в темноте и вдыхала единственный запах, который здесь, на чердаке, оставался свежим и сильным….
Давний, так хорошо знакомый, незабвенный запах сарсапарели.»
В своем рассказе Брэдбери раскрыл самый болезненный вопрос, возникающий в жизни каждого человека – смерть близкого. Для Коры, которая потеряла мужа, чердак — это то место, где сосредоточены все воспоминания о любимом человеке, которые приносит боль и от которых хочется отгородиться.