Даже несмотря на подготовительные занятия перед школой, первокласснику все равно тяжело переключиться с игровой деятельности на учебную. Это должно происходить постепенно, поэтому даже дома можно проводить познавательные упражнения в игровой форме. Они помогут закрепить у ребенка ассоциацию, что получать знания — это, в общем-то, не так уж и скучно.
Мы рекомендуем не превращать занятия в развлечение: должно быть понятно, что это делается с познавательной целью. Иначе может быть обратный эффект, — ребенок подумает, что вся учеба должна быть именно такой, веселой и яркой. Тогда на уроках в школе ему будет тяжело и неинтересно.
Попробуйте найти тот самый баланс: представьте, что вы с ребенком — исследователи, которым нужно решить какую-то задачу, а потом составить «документ» или «карту», чтобы как будто бы отчитаться о том, как все прошло. Например, задокументировать на листе бумаги результаты эксперимента с водой: что проводили, как проводили, что получилось и где это может пригодиться. Главное — получать постоянную обратную связь от ребенка и стараться направлять его любознательность.
Вот несколько идей, чем можно позаниматься с ребенком после школы.
Пальчиковые игры
С помощью пальчиковых игр можно снять напряжение с рук после письма, укрепить мелкую моторику, развить воображение и увеличить словарный запас.
Для этого лучше всего подойдет пальчиковый театр: надевайте на пальцы колпачки в виде животных и сказочных персонажей, придумывайте истории на ходу или выберите готовый подходящий сценарий.
Для разминки можно использовать стихотворные игры, где каждая строчка стихотворения сопровождается каким-то действием. Например:
Мы капусту рубим, рубим (выпрямите ладони и совершайте резкие движения вверх-вниз).
Мы капусту трем, трем, (сожмите руки в кулаки с потрите друг о друга).
Мы капусту солим, солим, (сложите пальцы в щепотку и сделайте вид, что вы что-то подсаливаете).
Мы капусту жмем, жмем, (сожмите и разожмите кулаки несколько раз).
А потом и в рот кладем. Ам! (снова сложите пальцы в щепотку и в таком виде поднесите ко рту).
Эксперименты
Наверняка ребенок уже знает несколько экспериментов: например, смотрел в видеороликах. Попросите его самостоятельно провести какой-нибудь эксперимент и помогите подготовить необходимые «ингредиенты». А потом найдите что-то новое и проведите его вместе. К примеру, есть интересный эксперимент с цветной движущейся водой. Он очень красочный: с его помощью ребенок увидит, как смешиваются цвета.
Для этого понадобятся: акварельные краски ярких цветов, небольшие стеклянные стаканчики, чистая вода, влажные салфетки и полчаса времени.
Ход эксперимента:
- Выберите, сколько цветов у вас будет: например, четыре.
- Сверните салфетки по количеству цветов несколько раз так, чтобы получились одинаковые трубочки.
- Поставьте четыре стакана по кругу и не до конца наполните водой.
- В двух стаканах разведите краску так, чтобы оттенок был ярким.
- Соедините стаканы трубочками из салфеток.
- Один конец салфетки должен быть в цветной жидкости, а другой — в стакане с чистой водой.
- Наблюдайте, как движется вода, и чистая превращается в цветную.
Можно снять все на видео, а потом ускорить, чтобы лучше оценить эффект.
Чтение
Обычное чтение можно превратить в увлекательное времяпрепровождение. Попросите ребенка самостоятельно выбрать книгу: пусть это будет, что угодно, — это не обязательно должно быть в рамках школьной программы. Читайте ему вслух с выражением, как будто вы находитесь на сцене театра. Или разыграйте историю по ролям: пусть ребенок тоже «играет» какого-то персонажа — читает за него реплики и выполняет действия, которые указаны в книге. Можно взять себе даже нескольких героев и создать театр «двух актеров». Если вы делаете это с удовольствием, то ребенку (да и вам) точно будет весело!
Путешествие по карте
Для этого лучше взять большую, красочную карту, которую можно положить на стол. Глобус будет хорошим дополнением, чтобы развить представление, где находится та или иная страна или континент.
Сыграйте в «Угадайку». Сначала взрослый говорит: «Эта страна самая большая в мире, ее омывают три океана — Тихий, Атлантический и Северный Ледовитый». Задача ребенка — угадать страну. А затем — такую же «угадайку» предлагает ребенок, разглядывая карту. Можно загадывать моря, горы, пустыни или сразу целый континент.
Ручная работа
Попробуйте изготовить что-нибудь вместе. Например, те же колпачки для пальчикового театра. Можно сделать колпачкам свой дом из коробки и украсить его по желанию. Или спросите ребенка, что бы ему хотелось смастерить вместе с вами: не стоит осуждать его выбор, даже если он захочет сделать не очень симпатичного персонажа компьютерной игры. Главное — вы будете делать это вместе.
Не у всех родителей есть возможность заниматься с детьми после школы. Поэтому в частной школе Форум дети заняты ежедневной внеурочной деятельностью под присмотром внимательных педагогов и находятся в школе до тех пор, пока родители их не заберут. Даже домашние задания делать не нужно: педагоги помогут выполнить их во второй половине дня.