Найти тему
Ирина Минкина

«Но сколько еще будет таких побед…»

Музей Николая Рериха на Алтае, в местечке под названием Верхний Уймон.

-Можно посмотреть музей?
-Да, конечно.
-И мне бы экскурсию…
-Конечно. Будет экскурсия, не переживайте.

Единственный посетитель музея сейчас - это я. На Алтае я занимаюсь сбором материалов для своей передачи «ZVучать». А в музей Рериха попала потому, что мы с моим хорошим другом (и по совместительству героем одной из моих ближайших передач) проезжали мимо этого чудного заведения. Как говорится, судьба сама привела.

Оказалось, что музей Рериха - это восстановленный домик начала 1920-х годов, где семья Николая Константиновича останавливалась во время своей знаменитой азиатской экспедиции. Да и та самая Шамбала - это, по преданию, как раз там, на Алтае. Аккурат неподалеку от домика, где сейчас музей Рериха.

Знаете, о чем мне хотелось бы сказать сейчас? О том, что из Рериха некоторые личности сделали чуть ли не неформала либерального толка. На том основании, что Рерихи не жили в Союзе после революции. На самом же деле в истории этой семьи все гораздо сложнее. Они хотели вернуться домой, но им не позволяли внешние обстоятельства (в том числе и в виде советской власти и ее воли в этом вопросе).

При этом Рерих был патриотом своей Родины. К примеру, когда началась Великая Отечественная, оба сына Рериха подали прошение вступить добровольцами в ряды Красной армии. Неожиданный для многих факт, правда? Получив отказ, Рерихи помогали советским бойцам финансово (сейчас это называется волонтерством).

В 1942 году, предчувствуя Победу нашей страны (хотя в 1942-м до Победы было ой как далеко), Рерих написал картину под названием «Победа». На этой картине русский богатырь (с чертами лица универсальными для россиянина - то ли славянскими, то ли восточными, Рерих умел писать универсально) отрубает голову дракону цвета формы солдат третьего рейха.

Однако Рерих, будучи провидцем, чувствовал, что зло живуче, а значит, Великая Победа 1945-го - это не последняя Победа. Потому что война, увы, не последняя такая… На картине (обратите внимание, я специально прикрепила фото картины к тексту) Рерих показал живучесть зла (а также то, что тогда, в 1945-м, не все головы мы дракону поотрубаем) в виде маленького змееныша, укрывшегося под крылом мертвого чудовища. Поэтому, узнав (с огромной радостью) о Победе Красной армии, Рерих грустно и пророчески сказал: мол, сколько их еще будет, таких Побед…

Николай Константинович как в воду глядел в этом смысле. К сожалению. Ибо война - это смерть и разрушение. Но война со злом - это дело-то богатырское. Это дело святое…

… Я слушала экскурсовода, смотрела на репродукцию картины «Победы» Рериха - и видела в богатыре, герое картины, своего гвардии рядового Андрея Ивановича, который воюет сейчас с тем самым змеенышем, который сумел-таки укрыться под крылом убитого нашими богатырями-прадедами дракона. Зло и вправду чудовищно, невероятно живуче. Оно цепляется за души людей намертво, не давая им пробиться в миры горние. Не давая им стать лучше, добрее, сильнее.

Но все-таки надо постараться. На этот раз надо очень постараться. Чтобы убитый дракон больше не плодил своих змеенышей - ненависть, фальсификации, перевирания, национализм. Очень на это надеюсь… Вот так вот. А провидЕние Николая Константиновича Рериха и его безоговорочная вера в Победу русского богатыря будут нам в том порукой.