Найти тему
Карикатурысь

Золотая осень глазами Левитана

“Золотая осень” - И.И.Левитан
“Золотая осень” - И.И.Левитан

Произведения Левитана пронизаны спокойствием и простотой, и в то же время воплощают реалистичность мира. Величайшая сила его работ заключается понимании силы природы, благоговением перед ней. Зачастую на его полотнах не встретишь выдающихся исторических событий, величественных сооружений или людей, только лишь величественная красота природы.

Перед нами картина И.И.Левитана “Золотая осень”, написанная им в 1895 году во время пребывания в Тверской губернии. Этот яркий пейзаж, написанный маслом, отличается от большинства картин автора своей жизнерадостностью. Возможно, такая перемена в стиле вызвана влюбленностью автора, но однозначно можно утверждать, что И.Левитан был очарован природой тех мест.

Исаа́к Ильи́ч Левита́н (1860—1900)
Исаа́к Ильи́ч Левита́н (1860—1900)
Работа над картиной началась в осенние месяцы 1895 года, когда Левитан проживал в усадьбе Горка, расположенной неподалеку от деревни Островно, в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Усадьба принадлежала тайному советнику Ивану Николаевичу Турчанинову, который был сенатором и помощником градоначальника Санкт-Петербурга. В это время жена Ивана, Анна Николаевна, и их три дочери часто находились в усадьбе. Именно здесь Левитан познакомился с Анной, и между ними зародился роман. Художник перебрался в усадьбу Горка в августе 1894 года и прожил здесь до начала октября, вернувшись в Москву на несколько недель. Затем он снова отправился в Горку в начале мая 1895 года, где затем была написана его знаменитая картина "Март". В специально построенном двухэтажном доме-мастерской на берегу озера Островно Левитан занимался своим творчеством. Этот дом с шутливым прозвищем "синагога" стал для художника вдохновляющим местом, где он создал неповторимые пейзажи. На картине "Золотая осень" можно увидеть изображение реки Съежи, которая текла неподалеку от Горки. Название реки происходит от глагола "съезжать", так как в древности по этому пути двигались в сторону Новгорода. Художник Витольд Бялыницкий-Бируля также работал в этих местах и сообщает, что картина "Золотая осень" была написана по этюду, сделанному Левитаном в Горке. Искусствовед Фаина Мальцева полагает, что художник использовал осенние этюды, созданные в усадьбе, при написании окончательного варианта "Золотой осени" в Москве.

Левитан был приверженцем осенних пейзажей и создал более сотни картин, связанных с этим временем года. Одной из них, "Золотая осень", является одной из самых известных и популярных в его творчестве. Картина изображает небольшую реку, окруженную деревьями с желто-красной листвой. Вдали видны дома и поля, а на горизонте — осенний лес, окрашенный в желтые оттенки. Над всем этим — голубое небо с легкими облаками. Яркие и оптимистичные цвета этой картины отличаются от обычных холодных и приглушенных тональностей Левитана.

Всматриваясь в полотно природы, можно распознать пышность красок начальной стадии осени. Тихий и солнечный день наполняет солнечный свет и приносит спокойствие.

Основными цветами в "Золотой осени" являются желтый, голубой и зеленый. Зеленый цвет играет в "Золотой осени" вспомогательную роль, тогда как основная эмоциональная нагрузка лежит на желтом цвете, передающем торжественную радость и уверенную красоту произведения.

Березки - фрагмент картины И.И.Левитана “Золотая осень”
Березки - фрагмент картины И.И.Левитана “Золотая осень”

Ракурс картинного полотна удачно выбран, позволяя художнику представить широкий и глубокий пейзаж. Несмотря на некоторую асимметрию, композиция картины остается сбалансированной: загруженность слева компенсируется группировкой предметов, светотеневыми массами и многослойностью планов. В левом краю полотна крупным планом изображена группа деревьев — березы с ярко-желтой листвой и осины с последними краснеющими листьями.

Река - фрагмент картины И.И.Левитана “Золотая осень”
Река - фрагмент картины И.И.Левитана “Золотая осень”

Они создают яркое и звучное пятно, которое контрастирует с медленно текущей, застывшей темной и холодной рекой, отражающей прохладу неба, которая изображена в левой части картины. Поверхность реки выглядит как большое цветовое пятно, состоящее в основном из голубого цвета с коричневыми отражениями берегов.

Луг - фрагмент картины И.И.Левитана “Золотая осень”
Луг - фрагмент картины И.И.Левитана “Золотая осень”

Луг на переднем плане также представляется цветовым пятном, но на самом деле он написан с использованием множества оттенков зеленого и желтого цвета, переданных мелкими точечками-мазками; также присутствуют коричневые оттенки.

Одинокая березка и пролесок - фрагмент картины И.И.Левитана “Золотая осень”
Одинокая березка и пролесок - фрагмент картины И.И.Левитана “Золотая осень”

Взгляд зрителя, следуя вдоль берегов реки, проходит через широкие луга и перелески, а затем направляется к изображенному вдали лесу. На правом (с точки зрения зрителя) берегу реки выделяется одинокая стройная, золотисто-желтая березка, а дальше находится перелесок. Хвойные деревья все еще удерживают свою листву, а некоторые даже до сих пор остаются зелеными. Река исчезает вдали, поворачивая влево. Изгиб реки оживляет композицию полотна, добавляя в него живого "случайного" элемента.

Домики и поля - фрагмент картины И.И.Левитана “Золотая осень”
Домики и поля - фрагмент картины И.И.Левитана “Золотая осень”

На опушке дальнего леса — на месте, где рельеф поднимается — изображены зеленые поля с озимыми посевами, свидетельствующие о том, что местная земля заботливо обрабатывается крестьянами, и несколько деревенских домов, за которыми снова простираются поля и лесные просторы. В глубине, цветовая гамма становится более спокойной, сочетая в себе более мягкие тона.

Картина И.И.Левитана “Золотая осень”
Картина И.И.Левитана “Золотая осень”

Картина "Золотая осень", впрочем как и "Март" отображает впечатляющее влияние импрессионизма на творчество Левитана. В обоих произведениях художник удачно сочетает импрессионистические приемы с декоративностью, объединяя золотые и синие оттенки. В этой работе Левитан особенно активно и разнообразно использовал выразительные мазки. Листва берез на картинах написана с использованием густого налета краски, формируя впечатление объемности и рельефности. В целом, в картинах "Золотая осень" и "Март" традиционный стиль живописи гармонично сочетается с свободной, почти импрессионистической трактовкой отдельных деталей. Здесь следует отметить, что отличие от классического импрессионизма состоит в том, что цвета сохраняют свою интенсивность и не растворяются в свете.