Найти тему

ЭГИДА

Многократно затрёпанное слово «эгида». В сегодняшние времена мы знаем, что это просто «защита» или «покровительство». А чем это было в далёкие, растянутые во времени, разные, неоднозначные древнегреческие времена?

Знакомьтесь — родоначальница всех изделий из козьей шкуры, именуемых эгидой
Знакомьтесь — родоначальница всех изделий из козьей шкуры, именуемых эгидой

ПЕРВОЕ, что приходит в голову каждому, кто хоть мало-мальски знаком с древнегреческими мифологией и историей, что эгида — это ЩИТ. Действительно, козья шкура, натянутая на раму округлой или овальной формы, с вырезами по бокам или без них, и есть один из древних вариантов щита. Не путайте с традиционным круглым щитом, который назвался — аспис.

Щит из шкуры мог использоваться как для охотничьих и военных нужд, так и для магических и религиозных отправлений. Бессмысленно спорить, что в отношении к щиту у человечество появилось раньше, скорее всего, утилитарное отношение и поклонение возникли одновременно, в силу важности этого предмета. Так же, хочется напомнить, что щиты всегда разделялись на боевые, ритуальные, тренировочные и танцевальные. Обратите внимание на щит римской Юноны Соспиты, на круглые щиты этрусской Менрвы, на восьмёркообразные микенские щиты и маленький щит кипрского воина (последнее изображение)
Щит из шкуры мог использоваться как для охотничьих и военных нужд, так и для магических и религиозных отправлений. Бессмысленно спорить, что в отношении к щиту у человечество появилось раньше, скорее всего, утилитарное отношение и поклонение возникли одновременно, в силу важности этого предмета. Так же, хочется напомнить, что щиты всегда разделялись на боевые, ритуальные, тренировочные и танцевальные. Обратите внимание на щит римской Юноны Соспиты, на круглые щиты этрусской Менрвы, на восьмёркообразные микенские щиты и маленький щит кипрского воина (последнее изображение)

Однако, эгида-щит была бы неполной, если бы на ней не было пугающего изображения. В данном случае головы горгоны Медузы.

-3

Существуют аналоги этой традиции. Например, в Центральной Африке, в Демократической Республике Конго (бывший Заир), народ сонге с наружной стороны щитов изображает копии своих масок, что является символической связью с духами предков. Более того, по виду маски на щите можно было определить место воина в социальной лестнице. Маски сочетали в себе черты мужчин, женщин и животных.

Демократическая Республика Конго. Щиты народа сонге с копиями их масок
Демократическая Республика Конго. Щиты народа сонге с копиями их масок

На этой монете чётко видна козья шкура натянутая на раму щита.

Антигон II Гонат (277-239 до н.э.). Амфиполь (Ἀμφίπολις), Македония.
Тетрадрахма (AR 29mm, 17.13g), ок. 274-255 до н.э.
Av: в центре стилизованного македонского щита – голова рогатого Пана с лагоболоном (λαγωβόλον, заячий посох) за спиной;
Rv: Афина Алкидема в шлеме, с пучком молний и щитом, на котором прикреплена эгида с головой горгоны; ниже – македонский шлем; BAΣIΛEΩΣ ANTIΓONOY
Антигон II Гонат (277-239 до н.э.). Амфиполь (Ἀμφίπολις), Македония. Тетрадрахма (AR 29mm, 17.13g), ок. 274-255 до н.э. Av: в центре стилизованного македонского щита – голова рогатого Пана с лагоболоном (λαγωβόλον, заячий посох) за спиной; Rv: Афина Алкидема в шлеме, с пучком молний и щитом, на котором прикреплена эгида с головой горгоны; ниже – македонский шлем; BAΣIΛEΩΣ ANTIΓONOY

ВТОРОЕ, что скажут хоть немного знающие предмет, эгида — это НАГРУДНИК или ОПЛЕЧЬЕ, или просто НАКИДКА, располагающаяся на плечах и руках и свисающая на спину и грудь. И тоже из козьей шкуры. Надо думать, накидка эта не только от холода и ветра спасала, но могла использоваться как защитное вооружение, как аналог щита и для магической защиты. Что ж, были и такие изображения эгиды. Но перед тем, как полюбоваться на древнегреческий вариант нагрудника, посмотрите на аналоги, например, древнеегипетские.

-6

Италийский вариант

Самнитский нагрудник, этрусский нагрудник из золота 6 века до нэ, культура Вилланова, и на закуску — этрусская Мнерва и греческая Афина где-то приблизительно 510-460 до н.э. века…
Самнитский нагрудник, этрусский нагрудник из золота 6 века до нэ, культура Вилланова, и на закуску — этрусская Мнерва и греческая Афина где-то приблизительно 510-460 до н.э. века…

А вот и современный ливийский народный костюм (а вы помните, что по одному из мифов Афина родилась на берегу озера Трион в Ливии). А вслед за современными ливийками — Афина с тем же элементом в одежде, но ещё не из ткани.

-8
А тут серия фотографий, где эгида действительно накидка
А тут серия фотографий, где эгида действительно накидка
А тут эгида выглядит как безрукавка/жилетка
А тут эгида выглядит как безрукавка/жилетка

Что ж, идём те дальше. Чем ещё может быть эгида? Итак, ТРЕТИЙ вариант — эгида как ПЕРЕДНИК. То есть, одеяние или на бёдрах или от груди и до колен. Что нам передаёт Геродот? А вот: «Одеяние и эгиду на изображениях Афины эллины заимствовали у этих ливиянок... Даже и само название указывает на то, что одежда на изображениях Паллады ливийского происхождения. Ведь ливиянки носят поверх одежды козьи шкуры без шерсти, отделанные бахромой и окрашенные мареной». Этот элемент одежды считался обязательным для сохранения женской чести и невинности. Бахрома —на греческой почве это змеи. И снова Ливия. Сейчас трудно сказать, носят ли современные ливийки такие передники, но в чёрной Африке эта традиция сохраняется по сей день.

Первые три фотографии: Республика Намибия, племя дамара. Четвёртое и пятое фото: Эфиопия, племя хамер
Первые три фотографии: Республика Намибия, племя дамара. Четвёртое и пятое фото: Эфиопия, племя хамер

Кстати, у эгиды-передника есть отдалённый потомок — таблион. Таблион — это передник из дорогой ткани, нашивавшийся в к плащу сзади и спереди. Это практиковалось в Византии для подчёркивания высокого положения того, кто его носил. Например, таблион нашивался императору, высшим придворным. Изображался таблион и на иконах, на плащах святых.

Византийская и российская мозаика в церквях
Византийская и российская мозаика в церквях

Со временем эгиду стали изображать разной ширины и формы полосой проходящей у Афины через грудь и спину. Автор статьи ни на чём не настаивает, но видит в этом некое сходство со слингом — куском материи, применяемым женщинами для ношения детей на груди, боку или за спиной.

-13

А вот и слинги. Разнообразие их велико, так что всего несколько картинок. Автор статьи совсем не претендует на истину в этой параллели)) Просто попутные размышления на тему)

-14

ЧЕТВЁРТОЕ, эгида — это мешок. Грейвс в «Белой богине» прямо настаивает на этом, полагая, что «это мешок для священного диска, похожего на диск с алфавитным письмом Паламеда», "Из легенды о младенце Эрихтонии мы знаем, что эгида - мешок из шкуры козы, растянутый в форме круглого щита». Некоторые считают, что магический мешок, в котором Персей нёс голову горгоны Медузы, тоже был из козьей шкуры.

Современные мешки/сумки/торбы/меха их козьей шкуры. Потом пара изображений Персея с мешком для горгоновской головы. И момент передачи Эрихтония Геей Афине. Правда, момент передачи изображён без мешка; Афина принимает младенца в некую ткань или, вполне возможно, в хорошо выделанную шкуру, руководствуясь исключительно защитными функциями последней.
Современные мешки/сумки/торбы/меха их козьей шкуры. Потом пара изображений Персея с мешком для горгоновской головы. И момент передачи Эрихтония Геей Афине. Правда, момент передачи изображён без мешка; Афина принимает младенца в некую ткань или, вполне возможно, в хорошо выделанную шкуру, руководствуясь исключительно защитными функциями последней.

ПЯТОЕ, эгида — это ГРОЗА, БУРЯ, ГРОЗОВАЯ ТУЧА. А ещё точнее, щит вызывающий гром и грозу. Помните, о щитах я уже говорила, и упоминала, что щит может быть ритуальным. Но вызывать с помощью щита грозу — это дело, видимо, позднее, до этого вызов грозы осуществлялся ударом в бубен/тимпан. Этот ударный инструмент использовался всю античную эпоху. Теперь же тимпаном часто именуют литавры))

Вакханки, музыканты, актёры, прорицатели и даже сама Кибела — все они пользовались бубном/тимпаном
Вакханки, музыканты, актёры, прорицатели и даже сама Кибела — все они пользовались бубном/тимпаном
-17

Разобравшись с утилитарной функцией изделий из козьей шкуры, перейдём к мифологическому аспекту. И придётся признать, что волшебных эгид было несколько. Итак, существует несколько мнений о происхождении Эгиды:

  1. Зевс сделал сам свой громоносный щит из шкуры своей кормилицы — козы Амалфеи во времена Титаномахии (Мусей)
  2. Эгиду — щит сделал для Зевса Гефест из шкуры Амалфеи (Геродот, Гомер)
  3. Эгиду — щит сделала Афина из шкуры горгоны Медузы после убийства последней Персеем либо просто добавила её голову на уже существующий щит (Аполлодор, Пиндар)
  4. Эгиду — щит Афина делает, убив горгону Медузу во время Гигантомахии (Евгемер, Еврипид)
  5. Эгиду — оплечье Афина сделала сама, когда сорвала кожу с козлоподобного гиганта Палланта и накинула эту кожу себе на плечо и руку (Гигин, Псевдо-Аполлодор)
  6. Эгиду — оплечье Афина делает, убив гиганта Астрея на острове Кос (помогая Гераклу в этом противостоянии) (поэма «Меропида»)
  7. Эгиду — нагрудник Афина сделала из шкуры убитого ею драконоподобного чудовища Эгиды, который огнём выжигал землю (Диодор Сицилийский): «Афина, говорят, одолела чудовище, отчасти за счёт своего ума, и отчасти за счёт своего мужества и физической силы; убила его и покрыла свою грудь шкурой, что носило чудовище, и как покровы и как защиту своего тела от последующих опасностей, и в память о доблести и заслуженной славе».
    (Диодор III, 70:4-5)»
  8. Вариант эгиды сделал Аполлон, когда снял с сатира Марсия (козлоногого, прошу заметить) шкуру и подвесил эту шкуру на сосне, которая двигалась, заслышав музыку (Псевдо-Аполлодор, Диодор Сицилийский)

Ниже — Аполлон с эгидой.

Аполлон редко использовал эгиду. В основном, это упоминает Гомер в «Илиаде»: «Но прими, Аполлон, бахромистый эгид мой в десницу И, потрясающий им, устраши ты героев ахейских…». Впрочем, шкура Марсия — вполне себе эгида. Да и на последнем изображении, античной, кстати, статуи, он очень характерно держит свой плащ на руке. Но я не утверждаю, что этот его плащ из козьей шкуры. Хотя, привычка держать как эгиду-накидку осталась.
Аполлон редко использовал эгиду. В основном, это упоминает Гомер в «Илиаде»: «Но прими, Аполлон, бахромистый эгид мой в десницу И, потрясающий им, устраши ты героев ахейских…». Впрочем, шкура Марсия — вполне себе эгида. Да и на последнем изображении, античной, кстати, статуи, он очень характерно держит свой плащ на руке. Но я не утверждаю, что этот его плащ из козьей шкуры. Хотя, привычка держать как эгиду-накидку осталась.

Приветствуйте Зевса с эгидой, в основном, в виде накидки.

У Зевса в основном фигурирует эгида — оплечье или накидка на руку
У Зевса в основном фигурирует эгида — оплечье или накидка на руку

И главная носительница всех вариантов эгиды — Афина.

Афина прекрасна!
Афина прекрасна!

И напоследок: если вы замечали, то чудесная эгида Афины часто напоминает не шкуру с козьим мехом, а что-то с перьями или чешуёй)) То есть, источником материала являлись не только козы, сатиры и козлоногие гиганты, но и змеи с драконами и горгонами. С утилитарной же точки зрения это более напоминает детали чешуйчатого доспеха.

-21

Итак, приходится признать, что Эгида — явление и многозначное и множественное. История и мифы предоставляют достаточное количество вариантов этого предмета, на любой вкус)))

Заканчивая экскурс об эгиде, хочется напомнить, что в мифах, все, кто искал защиты под эгидой, как правило её находил. Но, если случалось, что защита не была оказана, на обидчика в любом случае падал гнев эгидодержцев — Зевса, Афины, Аполлона; и гнев этот, не смотря на отсроченность, принимал всеохватный характер.

Кассандра обнимает статую Афины. Статуэтка Из Танагры. Около 400-325 гг. до н. э.
Кассандра обнимает статую Афины. Статуэтка Из Танагры. Около 400-325 гг. до н. э.

Да будет над нами эгида богов!