Многократно затрёпанное слово «эгида». В сегодняшние времена мы знаем, что это просто «защита» или «покровительство». А чем это было в далёкие, растянутые во времени, разные, неоднозначные древнегреческие времена?
ПЕРВОЕ, что приходит в голову каждому, кто хоть мало-мальски знаком с древнегреческими мифологией и историей, что эгида — это ЩИТ. Действительно, козья шкура, натянутая на раму округлой или овальной формы, с вырезами по бокам или без них, и есть один из древних вариантов щита. Не путайте с традиционным круглым щитом, который назвался — аспис.
Однако, эгида-щит была бы неполной, если бы на ней не было пугающего изображения. В данном случае головы горгоны Медузы.
Существуют аналоги этой традиции. Например, в Центральной Африке, в Демократической Республике Конго (бывший Заир), народ сонге с наружной стороны щитов изображает копии своих масок, что является символической связью с духами предков. Более того, по виду маски на щите можно было определить место воина в социальной лестнице. Маски сочетали в себе черты мужчин, женщин и животных.
На этой монете чётко видна козья шкура натянутая на раму щита.
ВТОРОЕ, что скажут хоть немного знающие предмет, эгида — это НАГРУДНИК или ОПЛЕЧЬЕ, или просто НАКИДКА, располагающаяся на плечах и руках и свисающая на спину и грудь. И тоже из козьей шкуры. Надо думать, накидка эта не только от холода и ветра спасала, но могла использоваться как защитное вооружение, как аналог щита и для магической защиты. Что ж, были и такие изображения эгиды. Но перед тем, как полюбоваться на древнегреческий вариант нагрудника, посмотрите на аналоги, например, древнеегипетские.
Италийский вариант
А вот и современный ливийский народный костюм (а вы помните, что по одному из мифов Афина родилась на берегу озера Трион в Ливии). А вслед за современными ливийками — Афина с тем же элементом в одежде, но ещё не из ткани.
Что ж, идём те дальше. Чем ещё может быть эгида? Итак, ТРЕТИЙ вариант — эгида как ПЕРЕДНИК. То есть, одеяние или на бёдрах или от груди и до колен. Что нам передаёт Геродот? А вот: «Одеяние и эгиду на изображениях Афины эллины заимствовали у этих ливиянок... Даже и само название указывает на то, что одежда на изображениях Паллады ливийского происхождения. Ведь ливиянки носят поверх одежды козьи шкуры без шерсти, отделанные бахромой и окрашенные мареной». Этот элемент одежды считался обязательным для сохранения женской чести и невинности. Бахрома —на греческой почве это змеи. И снова Ливия. Сейчас трудно сказать, носят ли современные ливийки такие передники, но в чёрной Африке эта традиция сохраняется по сей день.
Кстати, у эгиды-передника есть отдалённый потомок — таблион. Таблион — это передник из дорогой ткани, нашивавшийся в к плащу сзади и спереди. Это практиковалось в Византии для подчёркивания высокого положения того, кто его носил. Например, таблион нашивался императору, высшим придворным. Изображался таблион и на иконах, на плащах святых.
Со временем эгиду стали изображать разной ширины и формы полосой проходящей у Афины через грудь и спину. Автор статьи ни на чём не настаивает, но видит в этом некое сходство со слингом — куском материи, применяемым женщинами для ношения детей на груди, боку или за спиной.
А вот и слинги. Разнообразие их велико, так что всего несколько картинок. Автор статьи совсем не претендует на истину в этой параллели)) Просто попутные размышления на тему)
ЧЕТВЁРТОЕ, эгида — это мешок. Грейвс в «Белой богине» прямо настаивает на этом, полагая, что «это мешок для священного диска, похожего на диск с алфавитным письмом Паламеда», "Из легенды о младенце Эрихтонии мы знаем, что эгида - мешок из шкуры козы, растянутый в форме круглого щита». Некоторые считают, что магический мешок, в котором Персей нёс голову горгоны Медузы, тоже был из козьей шкуры.
ПЯТОЕ, эгида — это ГРОЗА, БУРЯ, ГРОЗОВАЯ ТУЧА. А ещё точнее, щит вызывающий гром и грозу. Помните, о щитах я уже говорила, и упоминала, что щит может быть ритуальным. Но вызывать с помощью щита грозу — это дело, видимо, позднее, до этого вызов грозы осуществлялся ударом в бубен/тимпан. Этот ударный инструмент использовался всю античную эпоху. Теперь же тимпаном часто именуют литавры))
Разобравшись с утилитарной функцией изделий из козьей шкуры, перейдём к мифологическому аспекту. И придётся признать, что волшебных эгид было несколько. Итак, существует несколько мнений о происхождении Эгиды:
- Зевс сделал сам свой громоносный щит из шкуры своей кормилицы — козы Амалфеи во времена Титаномахии (Мусей)
- Эгиду — щит сделал для Зевса Гефест из шкуры Амалфеи (Геродот, Гомер)
- Эгиду — щит сделала Афина из шкуры горгоны Медузы после убийства последней Персеем либо просто добавила её голову на уже существующий щит (Аполлодор, Пиндар)
- Эгиду — щит Афина делает, убив горгону Медузу во время Гигантомахии (Евгемер, Еврипид)
- Эгиду — оплечье Афина сделала сама, когда сорвала кожу с козлоподобного гиганта Палланта и накинула эту кожу себе на плечо и руку (Гигин, Псевдо-Аполлодор)
- Эгиду — оплечье Афина делает, убив гиганта Астрея на острове Кос (помогая Гераклу в этом противостоянии) (поэма «Меропида»)
- Эгиду — нагрудник Афина сделала из шкуры убитого ею драконоподобного чудовища Эгиды, который огнём выжигал землю (Диодор Сицилийский): «Афина, говорят, одолела чудовище, отчасти за счёт своего ума, и отчасти за счёт своего мужества и физической силы; убила его и покрыла свою грудь шкурой, что носило чудовище, и как покровы и как защиту своего тела от последующих опасностей, и в память о доблести и заслуженной славе».
(Диодор III, 70:4-5)» - Вариант эгиды сделал Аполлон, когда снял с сатира Марсия (козлоногого, прошу заметить) шкуру и подвесил эту шкуру на сосне, которая двигалась, заслышав музыку (Псевдо-Аполлодор, Диодор Сицилийский)
Ниже — Аполлон с эгидой.
Приветствуйте Зевса с эгидой, в основном, в виде накидки.
И главная носительница всех вариантов эгиды — Афина.
И напоследок: если вы замечали, то чудесная эгида Афины часто напоминает не шкуру с козьим мехом, а что-то с перьями или чешуёй)) То есть, источником материала являлись не только козы, сатиры и козлоногие гиганты, но и змеи с драконами и горгонами. С утилитарной же точки зрения это более напоминает детали чешуйчатого доспеха.
Итак, приходится признать, что Эгида — явление и многозначное и множественное. История и мифы предоставляют достаточное количество вариантов этого предмета, на любой вкус)))
Заканчивая экскурс об эгиде, хочется напомнить, что в мифах, все, кто искал защиты под эгидой, как правило её находил. Но, если случалось, что защита не была оказана, на обидчика в любом случае падал гнев эгидодержцев — Зевса, Афины, Аполлона; и гнев этот, не смотря на отсроченность, принимал всеохватный характер.
Да будет над нами эгида богов!