Анализ 2000-летнего кладбища в Сибири может дать уникальный взгляд на политические волнения за Великой китайской стеной. Распад древней империи кочевников, возможно, положил начало многовековому насилию в евразийских степях, и теперь археологи полагают, что обнаружили кладбище жертв этого малоизученного периода.
В течение последних четырех лет совместная российско-швейцарская группа археологов вела раскопки кургана в российской республике Тува на юге Сибири. Курган, известный под названием Туннуг-1, является одним из самых ранних и крупных, построенных скифами - кочевой культурой, господствовавшей на большей части степного пространства между Европой и Азией начиная примерно с 1100 г. до н.э.
Раскапывая южный край кургана, археологи обнаружили коллекцию более поздних захоронений, датируемых периодом между 100 и 400 гг. н.э. Исследователи не ожидали больших сюрпризов, просто представилась возможность более детально изучить рацион питания, погребальные обычаи и продолжительность жизни степных кочевников более позднего времени.
Но когда Марко Милелла, археолог из Бернского университета (Швейцария), и его коллеги изучили десятки скелетов из Туннуга-1, они были потрясены.
«Я никогда не работал со скелетной популяцией, для которой было бы характерно столько насилия», - говорит Милелла. «Сначала это не вызвало особого удивления, но потом мы обнаружили еще одно, и еще. Многие из этих людей подвергались насильственному взаимодействию... и это подтверждается не только на взрослых мужчинах, но и на детях».
В работе, опубликованной недавно в Journal of Physical Anthropology, Миллела и его коллеги на основе более чем 100 скелетных повреждений рисуют картину степного общества, погруженного в атмосферу насилия. Из 87 человек, похороненных на небольшом кладбище, более 20 имели следы травм на костях, включая следы порезов, отверстия от наконечников стрел и мечей, а также раздробляющие удары. Среди жертв были самые разные люди - от маленьких детей до старух, но большинство из них - подростки и взрослые.
Возвращение к хаосу
Эти свидетельства насилия могут помочь объяснить события, происходившие далеко от лугов Южной Сибири. Люди, похороненные на кладбище, жили в эпоху глубоких перемен. За несколько веков до этого регион входил в состав империи кочевников хунну, чьи мародерские походы на восток и юг побудили китайских императоров начать строительство Великой Китайской стены. Китайские писатели того времени восхищались и презирали своих соседей-кочевников.
«В мирное время они пасут свои стада и зарабатывают на жизнь охотой, а в кризисные периоды берут в руки оружие и отправляются в грабительские и мародерские походы. Видимо, это их врожденная натура», - презрительно писал китайский историк Сыма Цянь в I веке до н.э., всего за сто лет до появления первых погребений Туннуга-1.
Когда около 100 г. н.э. империя Хунну распалась, степь охватил хаос. Вместо того чтобы напасть на зарождающуюся китайскую империю, воины региона ополчились друг на друга.
«То, что мы видим в этом образце [Туннуг-1], - это, вероятно, снижение политической стабильности в регионе после распада империи Хунну», - говорит директор раскопок Джино Каспари, археолог из Бернского университета.
«Неоднократное, преднамеренное насилие»
С помощью углеродного датирования костей археологи установили, что погребения Туннуг-1 охватывают несколько столетий, начиная примерно со 100 г. н.э. По-видимому, это не единичные сражения или резня, а результаты набегов или мелких боевых действий в течение длительного периода времени.
«Это наводит на мысль о междоусобных войнах – «тет-а-тат», ответном насилии», - говорит Кристофер Кнузель, археолог из Университета Бордо, не принимавший участия в исследовании. Тем не менее, по его словам, многочисленные случаи насилия бросаются в глаза, особенно на кладбище, которое использовалось на протяжении многих веков.
«Такие вещи обычно встречаются в массовых захоронениях», - добавляет Кнузель. «А вот в индивидуальных захоронениях - это очень необычное сочетание».
Истинное число насильственных смертей, скорее всего, было гораздо выше, поскольку травмы могут быть смертельными и без следов на костях. По оценкам биоархеологов, специализирующихся на анализе древних скелетных останков, на каждый найденный скелет с видимыми повреждениями приходится еще три, убитых способами, не оставившими следов на костях.
«То, что мы наблюдаем на скелете, является недооценкой - многие повреждения не оставляют следов на скелете», - говорит Милелла.
Более того, среди немаркированных костей нескольких скелетов Туннуга-1 были обнаружены железные наконечники стрел, что свидетельствует о том, что они были вбиты в мягкие ткани и обнажились при разложении окружающей плоти.
Исследователи также обнаружили останки мужчин и мальчиков с порезами на передней части позвоночника около шеи, но без ран на руках и верхней части тела, характерных для рукопашного боя или самообороны. Такое сочетание позволяет предположить, что им было перерезано горло - либо во время кровавой казни, либо в ходе жестокой церемонии.
«По крайней мере, часть этих признаков, скорее всего, связана с ритуальными убийствами», - считает Милелла.
Они были сострадательными
Насилие могло быть обычным делом для этих степных кочевников, но предыдущие раскопки показали, что они также были сострадательны. Эйлин Мерфи, археолог из Университета королевы в Белфасте (Ирландия), при раскопках аналогичного объекта в Туве в 1990-х годах также обнаружила на многих скелетах следы травм и насилия. Но, по ее словам, особенно выделялись останки людей, получавших длительный уход.
«Есть много свидетельств того, что люди с ограниченными возможностями в детстве доживали до зрелого возраста», - говорит Мерфи, которая не принимала участия в данном исследовании. «Люди в степях проявляли заботу. Они не были просто зверями».
Тот факт, что более поздние группы по-прежнему укладывали своих умерших в скифский курган, построенный за 1000 лет до их времени, также «говорит об определенной преемственности», - отмечает Милелла. «Сам курган использовался для погребальных целей на протяжении всего времени. Скорее всего, это было особое, символическое место. Если задуматься о временном промежутке, то это просто поразительно».
А в период, когда были обнаружены погребения Туннуг-1, в первые века нашей эры, распад империи Хунну вызвал мощные волнения, которые охватили другие империи как в Азии, так и в Европе. Римские писатели, жившие за полмира от нас, фиксировали появление воинственных племен из Центральной Азии примерно в то же время. Натиск готов, аланов и гуннов, надвигавшихся на запад, в конце концов привел Римскую империю к краху.
Новые находки насилия в Туннуге-1 могут служить правдоподобным мотивом для миграции кочевников.
«В третьем и четвертом веках люди перемещаются по всему миру», - говорит Кнузель. «Возможно, одна из причин, по которой они устремляются из степей, заключается в том, что там, где они находятся, очень нестабильно».
Источник: National Geographic