Найти тему

Размышления о Надписях Тоньюкука. Ч.1 Юань-Чжэнь

Данные статьи академического характера из написанных для dzen.ru, если будет интерес читателей, то я опишу предмет статьи в более свободной форме

Левая стелла Надписи Тоньюкука. Иллюстрации CeeGee/Wikimedia Commons
Левая стелла Надписи Тоньюкука. Иллюстрации CeeGee/Wikimedia Commons

Один из самых известных деятелей Второго Восточного Тюркского каганата, Тоньюкук, продолжает быть малоизвестным человеком для большинства любителей истории. Вообще, следует признать, что современная алтаистика находится в кризисе, обусловленным с одной стороны, мало престижностью образования, — перспективней выбирать японистику или синологию, с другой — абсолютно замкнутостью академической среды, которая фактически превратилась в «вещь в себе», не умея адаптироваться к чаяниям современного массового читателя. Получается печальная картина, когда место научной истории занимает либо фольк-история, либо «примитивно-клиповая» из серии «5 новых фактов о нас только в римских/кочевых/дальневосточных декорациях». 

Просмотрев ряд любительских статей, обнаружил, что и ожидал — полное непонимание кочевого быта писателями-фантастами. Ведь прежде всего Тоньюкук — вырезанное на каменных столбах руническим письмом слово, 𐱃𐰆𐰪𐰸𐰸 (читается справа налево). Впервые его описал В.В. Радлов, который опубликовал в 1899 году результаты экспедиции четы Клеменц в урочище Баин-Цокто (1897). Впоследствии, две каменные стеллы, где как оказалось после дешифровки текста, значитель ЖЖную, если не всю, часть повествования занимает некто Бильге-Тоньюкук, назовут его именем. Первоначальное произношение предложенное Радловом было «Tońukuk», но как часто бывает, появились исследователи, которые попытались через перевод и произношение имени объяснить и часть истории самого человека. Одним из первых предложил свою интерпретацию А.У. Элёве в 1958 году, прочитав руны как «Tun Yokuk», что сопоставил со встречающемся в DLT Махмуда аль-Кашгари «tūn ogul» – первенец мужского рода (первый мальчик рождённый [этой] женщиной, не забываем о многоженстве). Конечно, такая интерпретация представляется не только слишком натянутой, но и бессмысленной. Но свято место пусто не бывает, эстафету принимает сначала Р. Жиро (превращая в «tonı yukuk» и трактуя как «[одетого в ] пропитанную маслом одежду», а затем С.Г. Кляшторный, которому как и другим востоковедам в то время очень хотелось доказать тождественность 𐱃𐰆𐰪𐰸𐰸 и Юань-Чжэня (Гипотеза Хирта). На этом пожалуй в первой части остановимся подробней.

Ч.1 Юань-Чжэнь

Старая Тан-Шу. Иллюстрация из источника в сети интернет
Старая Тан-Шу. Иллюстрация из источника в сети интернет

Конечно, тем кто страдает, а точнее, полностью захвачен примитивно-клиповым восприятием информации, где одна из основ «правдоподобия, бесспорности» текста является частая встречаемость, в том числе и в считающихся заслуживающими доверия источниках, например, в интернет-портале «Восточная литература», неизвестно, что часть биографии Тоньюкука взята из биографии Юань-Чжэня, которого ряд востоковедов посчитал с ним одним лицом. Кто же это был такой? Вот что писал сам С. Кляшторный: «...Ашидэ Юань-чжэнь, первый советник и главнокомандующий войсками Кутлуга (Ильтериш-кагана), упоминаемый в Тан шу, отождествлен с Тоньюкуком...», и дальше: «Принятая в свое время большинством исследователей, эта гипотеза позволила создать убедительную картину возникновения и раннего этапа истории Восточнотюркского каганата...». Прежде всего стоит отметить, что под такими именами они там все же не встречались.

Описываемые С. Кляшторным события происходят во время Великого Тюркского восстания, точнее когда появляется Гу Ду Лоу из племени ашина (阿史那骨咄禄). Известно из китайских источников, что его предком был сам Чё (Се) Ли Кё Хан (頡利可汗) , последний каган Первого Восточного каганата, дед назначен цыши губернаторства Юньчжунь (куда и входило племя ашина). НТШ кратко описывает как Гу Ду Лоу собрал отряд численностью около 5 тысяч человек, разбил токуз-огузов и другие племена, провозгласив себя каганом. В это время появляется Ашидэ Юань-Чжэнь. Здесь важно упомянуть, что племя ашидэ входило в другую единицу («военное дуду»), чем ашина, а именно в Дин-сян (В.В. Тишин). В НТШ написано: «Стоянка цыши Динсян расположена слева, а стоянка цыши Юньчжун справа», что может говорить о существовании двух кочевых крыльев, союзов племен, где правое — ашина и др., левое — ашидэ и др., центрального, третьего, крыла быть не может, им является китайский император Тай Цзун. Оговорив это, продолжим. Читаем дальше НТШ: «Те, у кого крепкий костяк и крепкие кости, принадлежат к немногочисленному роду Чё Ли Кё Хана, а также семье Ашина (阿史那氏). Его дед изначально был лидером Чань Юю (單于右) Юн Чжонг, дуду (都督)Шели Юаньинся, и был потомственным в Тутун Чу... По мере того, как он постепенно становился все сильнее и сильнее, он утвердился в качестве хана... В это время к племени был отправлен А-Ши-Ду Юеньчжэнь (史德元珍)».

Гун-Юань, место где жили студенты перед сдачей экзамена. Возможно, версия Р. Жиро может быть связано с ним, так как дворцовый экзамен проходил зимой, учащиеся старались утеплиться, в том числе пропитывая одежду маслом, что , возможно, стало именем нарицательным для студентов. Иллюстрация Wikimedia Commons
Гун-Юань, место где жили студенты перед сдачей экзамена. Возможно, версия Р. Жиро может быть связано с ним, так как дворцовый экзамен проходил зимой, учащиеся старались утеплиться, в том числе пропитывая одежду маслом, что , возможно, стало именем нарицательным для студентов. Иллюстрация Wikimedia Commons

Что такое Дин-Сян и Юньчжунь пояснил в своих работах В. Тишин (Тишин В. В. К датировке сведений цз. 72 «Тан хуэй яо» 唐會要 о тюркских племенах ), особо из того, что было описано мною раньше добавлять не буду, но, безусловно, эти дудуфу были просто городами с таньскими отрядами в центре, где взаимодействие с кочевниками шло через представителей — цыши (ср.: Мухаммеда Кыргыза у киргизских племен). Выбирались они из знатных кочевых племён (например, Ашина) , самых знатных семей (потомков самого Чё Ли Кё Хана, например). Ими и были Гу Ду Лоу из Юньчжуня и Юань-Чжэнь из Дин-Сяня. Чань Юю — безусловно шаньюй, известный ещё с хуннских времён. Это, возможно, далеко не всегда каган, а бигмэн одного из влиятельных племенных родов, чья стоянка имела удачное расположение для временного объединения племен на зимовку. По крайней мере, в ханьской литературе ему придается такой образ. «Шели» — одноименный округ (по Зуеву и Тишину), где Юань-Ин (Ся) имя собственное. Тутун — должность фискально чиновника по Зуеву ( иероглиф 啜 вспомогательный, можно опустить). Ключевым для гипотезы Хирта является появление Юань-Чжэня. 

Тематический парк, реконструкция, Чаньаня, столицы Империи Тан, где, возможно, учился Юань-Чжэнь. Иллюстрация Charlie fong/Wikimedia Commons
Тематический парк, реконструкция, Чаньаня, столицы Империи Тан, где, возможно, учился Юань-Чжэнь. Иллюстрация Charlie fong/Wikimedia Commons
Я не могу понять, почему Хирт объединил в одно лицо Ашидэ Юань-чжэня и Тоньюкука . Ашидэ был убит тюргешами до 693 года, а Тоньюкук жил и действовал ещё много лет.
Л.Н. Гумилев. Древние тюрки

Мною специально было опущено продолжение истории из НТШ, и вот почему. Если взять хоть сколько-нибудь «академическую» русскоязычную интерпретацию, например, Р.Т. Ганиева, Л. Гумилева или С. Кляшторного, то становится понятно, почему немецкий востоковед китайского происхождения Ли Мао Цай так негативно отнёсся к интерпретации событий «советской школой алтаистов». Вот что писал Ганиев. Появляется Юань-Чжэнь, чья задача была следить в Шаньюй (Дудуфу) за кочевыми ордами, но из-за проступка перед Чаньши Шаньюй Ван Бэнли его посадили в тюрьму. Но поскольку в это время отряды Гу Ду Лоу активизировались, Ван Бэнли удовлетворят просьбу Юань-Чжэня и тот снова отправляется следить за ордами, после чего присоединяется к восстанию. В первую очередь бросается в глаза словесная неразбериха, что такое Чаньши, например? Сам Ганиев переводит как «адьютант», то есть Ван Бэнли это адъютант генерал-губернаторства Шаньюй. Откроем саму НТШ:«時有阿史德元珍,在單于檢校降戶部落,嘗坐事為單于長史». Сначала (иероглифы читаются слева направо, где точка конец действия-повествования) идёт специальный символ 時 — во время, а именно а-ши-дэ Юань-Чжэня; далее 在 - существует в Чань Юю проверка сдавшегося 降戶 племени; затем идёт кусок с которым очевидно алтаисты не справились, так как ошибочно понимали суть иероглифов, считая языком: 嘗坐事為單于長史, где 嘗 — символ [однажды испытав], т.е. сидение, 事為 (ши вей) — служит для; 單于長史 — государственного служащего Чань Юя. Таким образом, фраза звучит так: «Где однажды испытав оседлость служит чиновником Чань Юя». Целиком: « А-ши-дэ Юань-Чжэнь, проверяются племена в Чань Юю, и осев [там] служит чиновником [для этого] в Чэнь Юе». Но самое главное, тут при любом прочтении нет даже и намека на немилость. Такую трактовку советской алтаистики можно считать выдумкой. Что же, продолжаем читать НТШ: 王本立所拘縶. Первые три это имя — Ван Бен Ли, последние — задержан, ограничен. Далее 會骨咄祿入寇 — за высокую вероятность, что он перейдет к кочевникам. Вот и появляется мотив, только тут. 元珍請依舊檢校部落 — Юань-Чжэнь следует присматривать за племенем; 本立許之 — то, что обещал; 因而便投骨咄祿, 因— вводный символ (графема), обозначает [причина что вынудила, побудила, следствие]; удобства перейти к Гу Ду Лоу. Что Юань-Чжэнь и делает. Полностью отрывок можно перевести так:

  В это время [есть] Юань-Чжэнь, просматривающий за проигравшими племенами в Чань Юе, сидящий госслужащим [там]. Ограничивает его Ван Бен Ли за вероятное присоединение к кочевникам. Обещает Юань-Чжэнь следить за надзором в племенах, по причине удобства [так] присоединиться к [мятежу] Гу Ду Лоу. 

 В целом, такие придирки можно было бы не учитывать, если не строящиеся на них причинно-следственные связи ряда востоковедов. Но, надеюсь теперь лучше понимается, что присоединение Юань-Чжэня к мятежникам, это присоединение лидера левого крыла союза тюркютских племен. Теперь Гу Ду Лоу мог с полным правом называться Ильтерис-каганом всех тюркютов. Как дальше сообщает НТШ, Юань-Чжэнь был тепло принят Кутлугом (Гу Ду Лоу), став Або-Да-Ганем, кит., 阿波達干. Хотя можно поспорить об этимологии титула, но недостаток сведений не делает возможными дискуссии, единственным логичным его значением может быть «главный военачальник» (The Tonyukuk and an ancient turk'state ideology of 'Mangilik el', коллектив авторов). Можно даже поразмышлять, что данный титул противоположен «Бильге» («мудрец, советник»), если принять версию Р. Жиро о социальной их сути: bilgä — ум, мудрость, ясность [мышления] ≤≥ 𐰞𐰯, lp — «великан», в современных тюркских языках. Где каган должен обладать и тем и другим предикатом: [каган] = бильге + алп; советник bilgä, военачальник alp.

Продолжение во второй части, про Кутлуга (Гу Ду Лоу), Юань-Чжэня и Тоньюкука.