Мне всегда любопытно читать воспоминания кого бы то ни было. Почему именно «любопытно» а не «нравится» или «люблю»? Да просто потому что в своих воспоминаниях авторы, как правило описывают своё отношение к тому или другому событию, и о чём-то говорят вскользь.
Сегодня, читая книгу «Памятное», написанную А.А.Громыко,( книга 2, Москва, Политиздат, 1988г.) моё внимание привлекло его описание роли Арманда Хаммера в помощи выполнения плана ликвидации неграмотности.
А.А.Громыко пишет:
«Как известно в своё время В.И.Ленин пригласил Хаммера. В трудные для Советской России годы американец получил концессию.
Для нас эта концессия была необходимой в условиях, сложившихся после победы Советской власти в России и в связи с планами ликвидации неграмотности. Миллионы детей, взяв в руки карандаш с клеймом «Хаммер», выводили на бумаге первые в жизни буквы. Делал это и я, когда учился в школе. А для Хаммера всё являлось бизнесом, который приносил немалый доход.
После того, как «карандашный» бизнес Хаммера в нашей стране себя исчерпал, и советская промышленность в короткий срок ликвидировала «карандашный голод», Хаммер не снизил своего интереса к поддержанию деловых отношений с Советским Союзом».
Видите, как всё завуалировано. В Советской России не было карандашных фабрик?
Да, бросьте…, были и не одна, и не только в Москве. Но больше всего интересна фраза: «После того, как «карандашный» бизнес Хаммера в нашей стране себя исчерпал…( А его фабрика открылась в 1926 году и была национализирована в 1930г.) Здесь А.А.Громыко ничего не говорит, о причинах, почему Арманд Хаммер, живший тогда в прекраснейших условиях в Москве, быстренько уезжает за границу.
Это тогда, в начале девяностых можно было писать такие завуалированные воспоминания. А сейчас? Сейчас каждый может найти любую интересующую его информацию в интернете, почитать, подумать, сопоставить данные и понять, где нам что-то умышленно не договаривают. Ведь борьба с ликвидацией неграмотности в СССР к 1930 году не закончилась…, так куда же девался Арманд Хаммер?