Найти в Дзене
Точный расчёт

Как вести бухгалтерский учет самостоятельно

Необходимость вести бухучет есть только у организаций — их обязывает закон 402-ФЗ. У предпринимателей такой обязанности нет. Но, как показывает практика, без организованной бухгалтерии бизнесу не обойтись — предприниматели тоже нанимают сотрудников, платят налоги и взносы, оформляют договоры, рассчитываются с клиентами. Большинству финансовых операций нужен учет.

Сложность бухучета зависит от множества факторов. Например:

🟢 Выбранный налоговый режим. Он напрямую влияет на налоговую нагрузку и объем отчетности. Например, на патенте подавать отчетность не нужно, а упрощенцы раз в год подают одну декларацию и ведут КУДиР. Больше всего отчетности у плательщиков ОСНО.

🟢 Наличие штата. Работодатели ежемесячно оформляют расчет зарплаты, при необходимости — отпускные, больничные, дополнительные выплаты. Платят за сотрудников взносы и отчитываются по ним.

🟢 Объем работы. Чем больше хозяйственных операций совершает бизнес, тем дольше их оформлять.

🟢 Специфика деятельности. В каждой сфере есть свои нюансы, которые могут влиять на учет. Если бизнес работает сразу в нескольких направлениях, его учет будет сложнее, чем при однотипной деятельности.

Главная задача бухучета — собрать, правильно отразить и систематизировать всю информацию об обязательствах и финансовых результатах бизнеса.

Вот программа-минимум для тех, кто решил организовать бухгалтерский учет самостоятельно:

1. Назначить ответственного за ведение бухгалтерии. Заниматься учетом может сам руководитель, предприниматель, бухгалтер или другой компетентный сотрудник.

2. Выбрать систему налогообложения. Стоит заранее рассчитать налоговую нагрузку на каждом из доступных режимов и сравнить объемы отчетности, чтобы выбрать оптимальный.

3. Разработать учетную политику. Это обязательное условие только для организаций. В учетной политике нужно закрепить порядок, в котором компания будет вести налоговый и бухгалтерский учет.

Все правила досконально прописывать не нужно. Важно уточнить те, в которых есть выбор. К примеру, какой метод использует бизнес при расчете налога на прибыль — кассовый или метод начисления? Как формируется себестоимость? Какой лимит устанавливает для учета основных средств?

В учетной политике также необходимо установить:

🟢 рабочий план счетов (основываясь на Плане счетов из Приказа Минфина №94н);

🟢 формы первичных документов;

🟢 налоговые регистры.

4. Составить налоговый календарь, чтобы вовремя сдавать отчетность и перечислять платежи на выбранном режиме.

Важно постоянно держать руку на пульсе изменений. Бухгалтерские стандарты регулярно пересматриваются и дополняются, формы отчетности корректируются, меняются сроки — и все это нужно своевременно учитывать.

Чтобы снять с себя нагрузку и не переживать о сроках и изменениях, можно нанять штатного бухгалтера или передать часть обязанностей на аутсорсинг. Команда удаленных специалистов возьмет на себя работу с учетом, а вы сможете направить свободное время на развитие своего дела.