Найти в Дзене

Что стоит за «гормональным бунтом» Ближнего востока и почему подростков тянет на подвиги.

Дожились. На подростковых форумах начинают появляться необоснованные страхи найти в своей крови чужие гены. И не важно, что они не знакомы ни с одним арабом или евреем в реальной жизни – все равно страшно заподозрить себя в принадлежности к другому народу.

Читая такие новости, часто задумываюсь о том, что подростков легче всего поймать на ксенофобных чувствах.

Что делать?

На мой взгляд оздоровление общества начинать нужно с себя, с поиска методов воспитания собственных чад. Хорошо мне рассуждать, если в нашей семье такое количество родственников разных национальностей, что любому ребенку понятно с рождения, если дядька вредный и вечно ёрничает, то не потому, что он украинец, а потому что он просто такой вредный зануда по характеру. Или если дедушка всё делает медленно и педантично, требуя аккуратности и последовательности, то не потому что он швед, а просто он обстоятельный флегматик по характеру. И если тетка болтушка и от ее идей семейных праздников никто не может спокойно жить, то не потому, что в ней перемешались все гены от севера до юга, а потому что у нее «шило в попе».

Всё дело в воспитании.

Формирование терпимости в детской среде многонационального типа может начинаться с простой игры. Задание: У кого есть брат, идут налево, а у кого есть сестра, направо. Или - разойтись по разным сторонам тем, у кого дома живут кошка или собака, или - по цвету глаз, или волос, или по цвету носков в данный момент. Однозначно, каждый раз дети окажутся в совершенно новой для них группе людей. И задумаются, что в чём-то мы похожи, а в чем-то отличаемся.

Но этот способ сработает в начальной школе. А как в подростковой среде бороться с проявлением тревоги к человеку иной национальности?

Во все времена подростков тянет на разборки между пацанами, что в патриархальные времена - на околице за деревней, что в наши времена - в подъездах, когда улица идет на улицу, или микрорайон на микрорайон.

Кто их подстрекает драться по национальному признаку?

На мой взгляд, интернет, за которым стоят взрослые люди и даже вполне интеллигентные и хорошо образованные, но подстрекатели, а пацанам на самом деле всё равно, кого бить.

Они в этой вражде легко и быстро обретают смысл жизни – потому что постоянно тянет «на подвиги». Взрослые смирились, помудрев, а подросткам еще предстоит узнать, что смысл жизни вовсе не в доминировании или игре – кто круче.

Лимбическая систем, управляющая подростковыми эмоциями, бушует со страшной силой и сделать с этим ничего нельзя. Рыдающие по любому поводу девчонки от 10 до 18 лет - из этой же серии.

Это мы, взрослые, понимаем, что в момент немотивированного гнева в период полового созревания у подростков вбрасывается в кровь гормон ТНР — аллопрегнанол и параллельно с этим в мозге активизируются рецепторы, которые усиливают негативные эмоции, главная из которых — тревога.

Кто виноват и что делать. Подросткам недостаточно просто понять причину химической составляющей подобной реакции, им нужно сразу что-то с ней сделать.

Нет, конечно, я могу посадить внука или внучку перед собой и попытаться объяснить, поправив очки на переносице, что с точки зрения физиологии и химии, тебе вот сейчас, когда ты чего-то испугался, а ты на что-то обиделась, требуется лекарство - дофамин, а он, внимание (!), вырабатывается только в моменты приятной и полезной деятельности. От этой деятельности возникает эйфория и удовольствие, а тревоги и страхи проходят.

Но это мой взрослый мозг знает, когда дофамин вбрасывается в кровь и как запоминает приятные эмоции. И это мой мозг уже научился правильно стимулировать себя с целью их повторения. Мы, помудревшие с годами, уже знаем, за какое действия получим вознаграждение в виде эйфории- после совершения приятных действий.

У подростков все иначе. Дофамин начинает действовать в моменты предвкушения - до получения удовольствия.

Если я найду правильные слова для внуков, то, предвкушая вознаграждение в виде дофамина, моя внучка заставит себя решать наисложнейшие математические задач, стимулируя себя на развитие и учебу в математическом классе, где учиться трудно, но… зато она уже знает радость от новых открытий своих возможностей в мире науки.

Но вполне возможно, что компанию внука это предвкушение может заставить пойти на риск получить удовольствие в кратковременной форме, а подростковые драки – это просто способ быстро получить дофамин, что нужно непременно объяснять мальчишкам.

А если проиграешь или попадешь в полицию, то никакого тебе дофамина, а сплошные проблемы. Бесполезно в этот момент взывать к разуму: «Ты разве не думал, чем это может кончиться? Как так можно!»

Передние структуры мозга, отвечающие за рациональное мышление, самоконтроль, планирование и принятие взвешенных решений формируются к 22-м годам. А лимбическая система, отвечающая за эмоции, уже давно сформирована.

А значит, мамы и папы подростов должны понять, что их дети в своем отчаянном желании пойти на риск вовсе не глупы. Растерянный вопрос себе - в кого он такой? - задавать бессмысленно. Он – в вас! Но сейчас просто нуждается в помощи и в поддержке. Нужно сесть и внимательно выслушать его, максимально уважая и принимая его чувства. Парень успокоится и разговор даст ему чувство любви, поддержки и опоры.

И сразу возвращаемся в теме ксенофобии мира.

Вам не кажется, что Человечество находится в подростковом возрасте и кто-то осознанно вбрасывает в кровь землян гормон ТНР, вызывающий желание у народов выяснить кто круче, не задумываясь о последствиях для жизни всех?

Я начинаю мучительно искать то самое взрослое сообщество или государство, которое сможет заставить подростка -Человечество научиться предвидеть последствия от желания ввязаться в драку.

Есть ли такое сообщество – не знаю, а ООН ведет себя как девочка в пубертатном периоде.

Ничего не понимаю.