Или "Искусство - как способ избавиться от детских травм".
Вашему вниманию предлагается уникальная статья - авторский профессиональный разбор творчества великой художницы Луизы Буржуа. Приятного чтения!
Сегодня многие новоявленные психологи и психотерапевты советуют обратиться к искусству (рисование, лепка голов из глины и пр.) как к вспомогательному средству в излечении тех или иных психологических травм. Буржуа, родившаяся в 1911 году в Париже, делала то же самое почти столетие назад.
Полностью автобиографические произведения Буржуа известны своим сугубо личным тематическим содержанием, затрагивающим бессознательное, сексуальное желание, ревность, предательство, страх, тревогу, одиночество и тело. Эти темы основаны на событиях ее детства, после которых она считала искусство терапевтическим или "катарсическим" процессом. Буржуа превратила свой опыт в очень личный визуальный язык, используя мифологические и архетипические образы, приняв такие объекты, как спирали, пауки, клетки, медицинские инструменты и зашитые придатки, которые могли символизировать женскую психику, красоту и психологическую боль. Художница сравнивала свои работы и множество инсталляций с «клетками» или контейнерами памяти, которые одновременно замораживают воспоминания или чувства во времени, а также вызывают эмоции, вызванные этими воспоминаниями. Используя абстрактные формы и широкий спектр средств, Буржуа обращалась к понятиям универсального баланса, игриво сопоставляя материалы, традиционно считающиеся мужскими или женскими. Например, она использовала грубые или твердые материалы, наиболее сильно ассоциирующиеся с мужественностью, для создания мягких биоморфных форм, напоминающих женственность.
Этапы творчества Луизы Буржуа
1. "Домохозяйка" (1946 - 1947)
Серия картин "Femme Maison" (пер. домохозяйка или дом женщины) представляет собой острое исследование женской идентичности, работа над которой была связана с переходом Буржуа к материнству и американской жизни (художница эмигрировала из Франции в США). Название буквально означает «домохозяйка», и все работы содержат общие элементы частей обнаженного женского тела, слитых с архитектурными формами. Результатом стал достойный сюрреализма коллаж, который на годы опередил вторую волну феминизма и рассказал о том, с какими трудностями придется столкнуться женщинам, пытающимся найти баланс между работой и семейной жизнью.
Обратите внимание на годы создания (1946 - 1947), это, можно сказать знаменитые 50-е, когда в американской культуре процветал патриархат, женщина считалась примерной и "идеальной" лишь в образе вылощенной домохозяйки, приносящей ужин и воспитывающей детей. Создать подобные произведения в 50-е для женщины (будь то художница, домработница или "2 в 1") было не просто неприемлемо, - это было революционно.
В этой серии картин Буржуа рассказывает о драматических изменениях в своей личной жизни в начале 1940-х годов: брак и семейная жизнь, жизнь в чужой стране и рождение троих детей. Буржуа также изо всех сил пыталась оправдать свои идеализированные воспоминания о собственной матери. Эти работы позволяют предположить, что она чувствовала себя одновременно пойманной в ловушку и разоблаченной домашними обязанностями, которые поглощали ее жизнь, пока она боролась за поиск своего творческого голоса.
2. "Слепой, ведущий слепого" (1947-1949)
Когда родители несчастны сами по себе, ребенок также будет несчастен. Через пару десятков лет он/она может проработать это с психологом. Буржуа в свое время выбрала на эту роль искусство.
"Слепой, ведущий слепого" — ранняя скульптура, построенная из заостренных деревянных досок, прикрепленных к плоской балке. В целом сложные чувства Буржуа по отношению к родителям и ее собственному опыту родительства представлены одновременно как тонкий, а иногда и ограничивающий акт баланса. Художница сравнила это произведение со столом, вдохновленная ранними воспоминаниями о том, как она сама проводила время под ним, и с которого она могла только видеть ноги своих родителей, когда они перемещались по комнате. Причем это воспоминание она воспринимает как неприятное, так как чувствовала себя отчужденной от родителей и искала убежища под мебелью. Работа является частью серии "Персонажи Буржуа", созданной между 1945 и 1955 годами. Серия включает около 80 стоячих скульптур, затрагивающих автобиографические темы, которые занимали Буржуа на протяжении всей ее карьеры, такие как тоска по дому, скрытая травма из-за семейного предательства и желание соединиться с любимыми. Каждое произведение серии напоминало человека, известного художнице. Эти абстрактные тотемические фигуры были показаны без подставок и расположены в группах, которые для Буржуа отсылали к реконструкции ее прошлого.
3. "Непостоянная женщина" (Femme Volage or Fickle Woman) (1951)
"Femme Volage" — еще одна ключевая часть серии абстрактных элементов "Персонажей Буржуа", используемых в качестве личных тотемов. Это раздробленная композиция, состоящая из сложенных друг на друга деревянных фигур на центральном стержне, напоминающем иглу или веретено, инструменты, которые, вероятно, отсылают к работе ее матери (ткачихи). Эта работа также показывает ее ранний интерес к спиральной форме, которая впоследствии стала распространенным мотивом. Работа была создана в студии Буржуа на крыше в Нью-Йорке вскоре после того, как она переехала туда из Франции. Это была часть серии скульптур, которые помогли ей осознать свои чувства иностранки в чужом городе и ее личные проблемы, связанные с совмещанием жизни матери, жены и художницы. Тотемоподобные структуры также внесли значительный вклад в авангард конца 1940-х годов, примитивные формы которого были созданы как сюрреалистические символы бессознательного, что также можно увидеть в работах Джексона Поллока и Марка Ротко и других.
4. "Ночной сад" (1953)
В "Ночном саду", в отличие от ее серии "Персонажи Буржуа", деревянные формы расположены на единой основе и предполагают прижавшиеся друг к другу человеческие фигуры. Темные цвета намекают на общую травму между членами группы, а интимные отношения между ними вызывают ощущение изгоев, ищущих утешения друг в друге и бегущих от враждебного мира.
Хотя работы основывалась на предыдущих скульптурах художницы, они явно больше не были жесткими и единичными. Они олицетворяют то, что художница назвала «смягчением», происходящим "от мягкости моих детей и моего мужа...У меня хватило смелости осмотреться вокруг, отпустить ситуацию. Не так нервничать. Не быть напряженной." Эти менее строгие, часто выпуклые и все более биоморфные формы стали определять ее работы и указывать на влияние сюрреализма на Буржуа.
5. "Мягкий пейзаж" (1967)
В 1967 году Буржуа начала серию "Пейзажи". Скульптуры были созданы путем заливки смолой карамельного цвета биоморфных форм, напоминающих трехмерный натюрмортный пейзаж. В этих произведениях Буржуа перешла от работы с деревом в жестких, вертикальных формах к экспериментам с другими материалами, такими как гипс, цемент, алюминий и латекс, для создания «мягкой скульптуры».
Буржуа описала пузырьковые и прорастающие фигуры в этой серии как вдохновленные как человеческим телом, так и ландшафтом, заявив, что «тело можно рассматривать с топологической точки зрения, как пейзаж с холмами, долинами, пещерами и дырами, так что кажется довольно очевидно... что наше тело — это фигура, появляющаяся в Матери-Земле». Работа продолжает исследование Буржуа сложных отношений, которые у нее были с собственным телом и сексуальностью, - и то, и другое основано на травме раннего детства, связанной с нескромными изменами ее отца. Она позиционирует тело как своего рода ландшафт, написанный нашей совокупной историей, которая действительно влияет на карты нашей жизни и манипулирует ими. Другие произведения этой серии посвящены разрушению бинарности мягкого и жесткого. В конце серии (1967), например, нежные биоморфные формы были созданы из бронзы.
6. "Малышка" (фр. Fillette) (1968)
"Малышка" — одна из самых известных скульптур Буржуа. В произведении демонстрируется использование ею биоморфных образов для создания сюрреалистических махинаций бессознательного, а также ее эксперименты и искажения как мужской, так и женской анатомии.
Здесь яички также можно рассматривать как обвисшую грудь, а эрегированный пенис — как шею. В одной из версий кусок висит на крючке и, таким образом, отсылает к кастрации или идее о том, что наши тела похожи на куски мяса. Название, означающее «малышка», создает неудобное сопоставление с его визуальной фаллической формой, заставляя зрителей размышлять над многообразием интерпретаций. Наиболее очевидное прочтение указывает на неловкие чувства ребенка, испытавающего "не детские трудности". Другое прочтение указывает на мягкий фаллос как двойной символ мужественности и уязвимости.
Буржуа сказал об этом произведении: «С сексуальной точки зрения я считаю мужские "качества" чрезвычайно деликатными. Это объекты, которые женщина должна защитить».
В 1982 году Буржуа была сфотографирована с этим оригинальным произведением Робертом Мэпплторпом, и на снимке она, кажется, довольна тем, что с любовью несет "Малышку" под мышкой, как простой багет.
7. "Уничтожение отца" (1974)
Это визуальное проявление фантазии о мести отцу Буржуа, который, по словам художницы, был известен своим злорадством и хвастовством за ежедневным обеденным столом. Опираясь на мягкие формы ее серии «Пейзажи» и часто откровенные образы тела, работа отражает сцену за обеденным столом в натуральную величину, помещенным в интимный интерьер, напоминающий пещеру или матку.
Стол покрыт антропоморфными фигурами телесного цвета, которые выглядят как разобранные части тела или настоящие куски ягненка, - все это подчеркивает подразумеваемое насилие. Сцена залита мягким красным светом, который символизирует гнев, смерть и кровь, приглашая зрителя стать свидетелем последствий убийства.
Описание повествования произведения Буржуа отражает эту кровавую сцену:
«Дети схватили его [отца] и положили на стол. И он стал пищей. Его разобрали, расчленили. Сожрали его, ликвидировали... так же, как он ликвидировал своих детей. Скульптура представляет собой и стол, и кровать».
Это была ее первая крупная работа, в которой открыто и буквально рассказывалось о дискомфорте и травмах, возникших на протяжении всей ее жизни, вызванных постоянными изменами ее отца (тема, которая стала основной мотивацией для большей части ее работ). Это также была ее первая крупная инсталляция в то время, когда искусство инсталляции находилось в зачаточном состоянии, оно [искусство инсталляции] также исследовалось некоторыми другими художницами-феминистками.
8. "Мама" (фр. Maman) (1999)
"Мама" высотой более 30 футов — одна из самых амбициозных и любимых скульптур Буржуа, в которой паучиха является важным мотивом в творчестве художницы и неявно представляет ее мать.
По словам художницы: «Паучиха — это ода моей матери. Она была моей лучшей подругой. Как и пауки, моя мать была ткачихой… Как и пауки, моя мать была очень умной. Пауки — дружелюбные существа, которые поедают комаров. Мы знаем, что комары разносят болезни и поэтому нежелательны. Итак, пауки полезны и защищают, как и моя мать».
Здесь паучиха несет мешок, содержащий 17 серых и белых мраморных яиц, которые она защищает внутри стального, похожего на клетку тела, балансирующего на длинных и тонких ногах. Массивная деталь, которую можно установить только на открытом воздухе, вызывает трепет и страх, а также указывает на острую уязвимость.
Позже Буржуа изготавливала пауков в самых разных формах и размерах, от четырехдюймовой броши до "Мамы". Хотя самые ранние примеры пауков в ее работах можно найти в двух рисунках 1947 года, наиболее последовательно она сосредоточилась на этой теме в 1990-х годах, в конце своей жизни, когда ее, несомненно, поглощали воспоминания о матери и детстве.
9. "Женщина - спираль" (анг. Spiral Woman) (2003)
Как видно во многих произведениях Буржуа, спираль была распространенным символом, а также имела для нее психологическое, автобиографическое значение. По ее словам: «В детстве, после стирки гобеленов в реке, я поворачивала, скручивала и выжимала их... Позже мне снилась любовница моего отца. Я делала это во сне, - выжимала ее шею. Мне нравится спираль – она символизирует контроль и свободу». Использование такого рода символизма, извлеченного из прошлого ее сознания и подсознания для наполнения ее работ, демонстрирует влияние сюрреалистов на художницу. «Женщина - спираль» отсылает и к другим мастерам, таким как Ганс Беллмер, чьи куколки также представляли собой искаженные версии женских тел.
"Интересно также, что Буржуа нередко работала в коллаборации с другими известными художницами, в том числе, создавая произведения феминистической направленности".