Долгое ожидание, волнение, трепет, ответственность, огромное количество заботы, любви и внимания – с такими чувствами и эмоциями связано появление на свет первого малыша.
Ваш малыш растет окутанный любовью с головы до ног. И в один прекрасный день, вы приходите и сообщаете: «Дружок, мы тебя очень любим! Представляешь, у нас скоро появится еще один малыш! Ты рад?»
Скорее всего он не рад. Представьте себе, в один прекрасный день, к вам подойдет муж и скажет: «Милая, я тебя очень люблю! Я тут решил, что с нами будет жить еще одна женщина! Ты рада?» Примерно такие же чувства может испытывать ребенок.
Первый ребенок жил один несколько лет, ему не надо было делить ни с кем родительскую любовь, игрушки, комнату и т.д. Поэтому его возмущение, по поводу прибавления в семье, совершенно нормально.
Необходимо правильно подготовить ребенка к рождению второго. Представить ему это событие с выгодной для него стороны, вызвать интерес. Здесь поможет сказкотерапия. Можно придумать историю (или найти готовый вариант), что брат/сестра – это друг навсегда; что вы будете командой; что никогда не будет скучно, всегда будет с кем поиграть. После рассказа обсудите сказку, выделите главное.
Очень важно, не нагружать старшего ребенка родительскими обязанностями по уходу за младшим, если он сам не проявляет желания. «Будешь нам помогать! Спать укладывать и т.д.». В этом нет ничего привлекательного, что могло бы подкупить ребенка. Он все также хочет играть, веселиться и получать внимание от своих родителей. Вот на этом и стоит с акцентировать внимания. Проговаривать, что любви для него меньше не станет, он все равно остается первым ребенком, и уже столько лет, любимым малышом.
Но, если есть желание участвовать в процессе, то конечно же включать! Давать задания по возможностям. Подать подгузник, одеть носочки, выбрать какая будет сегодня пеленка.
Ни в коем случае не сравнивать детей. «Посмотри на братика, как он быстро кашу съел, а ты…», «Вот сестра твоя на одни пятерки учится, в отличие от некоторых». Это очень ранит детей и разжигает ненависть. Кстати, это правило распространяется и на чужих детей. Сравнивать детей можно только с самими собой, с их прошлым опытом. «В прошлый раз, ты так хорошо убрал игрушки», «Сегодня ты так увлеченно делал уроки"
Учим младшего, и сами контролируем, уважение личных границ и личного пространства старшего. Его игрушки, личные вещи, если он не хочет делиться с младшим это его право. Правило «делиться это хорошо» мы формируем у ребенка до 3-х лет. С 3 до 5 наступает период острого кризиса, в этот момент не стоит давить на ребенка с этой темой.
Совместное время препровождение со старшим. Полежать пообниматься перед сном, посекретничать или прогуляться. Сохранять целостность «как раньше», когда никто под боком не кряхтит, не плачет, не перетягивает одеяло-внимания на себя. Хорошо бы выделять прям целый день для этого. А когда подрастет младший, то стараться проводить время по отдельности с каждым, а также организовывать совместную деятельность. Совместная деятельность очень сплачивает, командные игры, дети против родителей.