Возможно кому-то из читателей эта статья покажется дерзкой, и тем не менее.
О Серафиме Корзухиной я уже писала, но возникло желание более подробно рассмотреть ее образ, созданный в фильме Людмилой Савельевой.
Я вижу ее героиню человеком, не способным на сильное чувство, даже на презрение, не говоря уже о любви.
Что заставило Серафиму Владимировну стать женой Корзухина, как и чем жила эта семья, остается за пределами фильма А. Алова и В. Наумова и пьесы М.А. Булгакова. Парамон Ильич мог прельститься приданым Серафимы, или ее мечтательным видом, деликатными манерами, все могло быть.
Почему сама а согласилась на этот брак, трудно сказать. Будем считать, что девушка или романов начиталась, или родители ее заставили выйти за Корзухина.
Мужа своего она явно не любила. Кормит, поит, одевает - и ладно. Мадам Корзухина всю жизнь плывет по течению, не глядя по сторонам.
Но вот в ее жизни случаются два значимых события. В трудный момент Серафима встретила приват-доцента Голубкова, восхищающегося ею, готового прийти на помощь, утешить если не делом, то хоть словом. Встретила родную душу, пусть не способную на поступок, но такую же, как она сама. Эти герои стремятся быть рядом, поддерживают друг друга, можно сказать, дышат в унисон.
Одновременно супруг Серафимы, господин Корзухин показывает свою нехорошую сущность, отказываясь от жены буквально у нее на глазах. Серафима в гневе называет его предателем, и она права.
Но дальше эта героиня совершает неприятные в моем понимании поступки. Сначала она, пребывая в горе и печали, живет в Константинополе за счет Чарноты и Люськи, потом не отказывается от поисков Парамона Ильича, пусть не собственными силами, а Голубкова и Чарноты, ввязавшегося в эту авантюру.
Получается, что подлец и предатель Корзухин обязан дать ей денег, а где же гордость? Серафима так красиво возмущалась, заламывала руки, называла мужа предателем, а, посидев на шее у Люськи, уже согласна принять помощь подлого супруга?
Она действительно не догадывалась о том, откуда появились пять лир у Люськи, или предпочитала делать вид, что понятия не имеет ни о чем? Мне кажется, что догадывалась и все понимала.
В контрразведке Серафима Владимировна моментально сообразила, что Сергея Павловича обманули и заставили оболгать ее, а тут такая голубица - живет и не знает, откуда деньги берутся, но не отказывается садиться за стол.
Кстати, в пьесе она ту же Люську и обвинит в том, что отпустила Голубкова в Париж. По словам «бедной» Серафимы, она устала от упреков, хотя по факту ее упрекнули всего раз и то за дело.
Вот это стремление остаться чистенькой, быть не при чем, ничего не знающей, пребывающей в мечтах, больше всего претит в этой героине.
К чести героини, она все же отважилась пойти на панель в своей неизменной шляпе, которую, наверное и там снимать не планировала. Голубков с Чарнотой спасли ее от позора.
Интересно, почему Чарнота Люську не остановил.
После отъезда Голубкова и Чарноты в Париж Серафима остается на попечении Хлудова, которого она же еще на родине гневно называла зверюгой и шакалом. Серафима снова делает вид, что ничего не было и позволяет уже Хлудову опекать себя в ожидании возвращения Сергея Павловича и, разумеется, денег Корзухина.
Серафиму всегда кто-то должен опекать, даже шакал Хлудов потому, что она привыкла так жить. Подлец Корзухин обязан дать денег, ей все обязаны. Но за заботу и опеку полагается благодарность, а не презрение, с которым она относилась к Хлудову и обвиняла Люську.
Интересно, она одна собиралась жить на эти средства, или как-то очень возвышенно, но вместе с Голубковым? Судя по словам героини Л. Савельевой о том, что теперь она никуда не отпустит Сергея Павловича, все-таки вместе, но на корзухинские деньги.
Неприятный, скользкий момент в поведении утонченной Серафимы, не имеющей гордости.
Разумеется и сама Корзухина и Голубков чувствуют неловкость ситуации, в которой оказались. Сергей Павлович ведет себя как честный человек, оставляя деньги, он сообщает о своем решении вернуться в Россию.
Серафима Владимировна бежит за ним, бросив все, потому что опекать ее больше некому. Она уже хочет увидеть снег и даже оказаться на Литейном. Что-то подсказывает, что там она жила с Корзухиным, но светлые хоромы на Литейном вряд ли ждут ее возвращения.
У меня не было такого впечатления от Серафимы Корзухиной после спектакля театра им. Маяковского, где ее сыграла А. Немоляева. Героиня Немоляевой была более вменяема, у ее Серафимы был какой-то внутренний стержень. В паре с А. Ромашиным (Голубков) она выглядела более убедительно и не оставляла столько вопросов.