Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Белый рояль" (СССР, 1969) и "Теща" (СССР, 1974): разные мнения

Теща. СССР, 1974. Режиссер Сергей Сплошнов. Сценарист Владимир Фиганов. Актеры: Татьяна Карпова, Галина Федотова, Александр Вдовин, Павел Кормунин, Павел Молчанов, Марк Перцовский, Юрий Медведев и др. 27,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Сергей Сплошнов (1907–1979) поставил всего 4 полнометражных игровых фильма: «Зеленые огни» (1955), «Наши соседи» (1957), «Любовью надо дорожить» (1960) и «Теща» (1974), но три из них вошли в число 400 самых кассовых фильмов СССР.

Еще один кассовый успех режиссера Сергея Сплошнова – мелодраматическая комедия «Теща».

Станислав Рассадин (1935–2012) в своей остроумной рецензии в «Советском экране» писал, что «зритель, облюбованный авторами «Тещи», должен, кажется, прямо–таки приходить в ярость, если бы авторам вдруг пришло в голову хоть что–то мотивировать, обосновывать, доказывать. И авторы, естественно, его не сердят» (Рассадин, 1974: 62).

Но многие сегодняшние зрители, похоже, со Станиславом Рассадиным не согласны:

«Добрый и веселый фильм! Смотрела с большим удовольствием – Татьяна Карпова – восхитительна! А пробежка Клавдии Ивановны с Сашей – смешна и трогательна одновременно» (Т. Ветер).

«Фильм совсем неплох! Проблема в нём поставлена по тем временам актуальная! Все актёры играют хорошо, убедительно. Короче, этот фильм, полагаю, не хуже других кинокомедий того времени!» (Вольдемар).

Киновед Александр Федоров

-2

Белый рояль. СССР, 1969. Режиссер Мукадас Махмудов. Сценарист Тимур Зульфикаров. Актеры: Сталина Азаматова, Нина Шацкая, Руслан Ахметов, Фрунзик Мкртчян, Марьям Якубова, Алексей Смирнов и др. 27,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Мукадас Махмудов (1926–1991) поставил 13 фильмов, в основном – развлекательных жанров, но только два из них («Белый рояль» и «Капкан для шакалов») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Музыкальная комедия «Белый рояль» – яркий пример того, как зрительский успех обеспечивается не увлекательностью сюжета, уровнем режиссуры и актерской игры, а эстрадными песнями. В самом деле, большинство зрителей (а их только за первый год показа было свыше 27 млн.) шло в кинотеатры именно из–за песен Александра Зацепина в исполнении Муслима Магомаева и Аиды Ведищевой. И, выходя из кинозала, зрители тут же напевали: «Бежит, бежит, бежит дорога – не кончается, в пути то маки, то тюльпаны нам встречаются», «Я буду ждать тебя возле пальмы трех дорог»…

Отзывы современных зрителей полностью подтверждают мои выводы о причинах популярности «Белого рояля»:

«Фильм удивительный: саундтрек – шедевр… Голосище М. Магомаева чего только стоит. Да и «знойное танго» (Саша).

«Для меня "Белый рояль" – фильм–контраст. С одной стороны: нелепый сценарий, бездарная режиссура, слепившая глуповатую "комедию", которую не смогли "вытянуть" даже такие великие комики как Ф.Мкртчян и А.Смирнов. С другой – прекрасные песни А. Зацепина… В детстве до дыр заслушивал гибкие пластинки с песнями из этого фильма» (Г. Воланов).

«Кроме песен здесь нет ничего, сюжет жуткий, стыдно пересказать словами. … назвать фильм бездарным, значит, ничего не сказать: настолько идиотский сценарий, плоская режиссура, ничтожная актерская игра встречается тоже не сильно чаще, чем раз из семисот» (Алекс).

Киновед Александр Федоров