Найти в Дзене
Тульская служба новостей

Россияне поделились теплыми воспоминаниями о бабушках и дедушках

Фото: Тульская служба новостей
Фото: Тульская служба новостей

Немногое мы помним из своего детства, однако самые теплые воспоминания остаются в памяти на всю жизнь. В День бабушек и дедушек Тульская служба новостей публикует милые истории об этих членах семьи. P.S. Уверены, что наши читатели и улыбнутся, и пустят слезу.

Многие с теплотой вспоминают те моменты, когда оставались у бабушек с дедушками летом в деревне.

«Мне было десять лет, когда я познакомилась со своей двоюродной прабабушкой. Она жила в небольшой деревне в Краснодарском крае, куда ранее я не приезжала. В тот раз мой отец, который работал дальнобойщиком, взял меня с собой. Предполагалось, что он оставит меня у прабабушки, а через недельку на обратном пути заберет меня в Тулу. Однако все пошло не по плану – из-за работы он смог приехать за мной только через полтора месяца. Пол-лета я провела у прабабушки в станице. Она учила меня диалектным словам – бурак (свекла), цибуля (лук), трошки (немного), учила готовить местные блюда, вывозила в город. Даже свой день рождения я отметила с ней. На память она оставила мне браслет из янтаря, который до сих пор хранится в моей коробке с воспоминаниями. Несмотря на то, что это моя неродная бабушка, я очень сильно к ней привязалась и плакала, когда пришло время уезжать домой. Потом долгое время писала письма и получала от нее ответы», – рассказывает тулячка Евгения Иванова.

Не всегда удается вернуться в такие места, где прошло детство, и насладиться приятной ностальгией – происходит так, что возвращаться уже некуда.

«Мои бабушка и дедушка по маминой линии жили в отдаленной деревне Белгородской области. Во второй половине 90-х меня часто отправляли туда летом вместе с братьями и сестрами. Уже на тот момент это была глушь – там жили всего несколько семей. Даже стационарных телефонов не было. Помню, у дедушки имелся штангенциркуль в красивой коробке. В детстве он пообещал, что если я стану инженером, то обязательно мне его подарит. Много лет прошло, бабушки и дедушки уже нет. Их деревня оказалась заброшена, но, по словам родственников, дома еще стояли. Я и правда стал инженером, поэтому этим летом решил отправиться в место, где проводил лето. Приехав, я застал печальную картину – дом разворовали, вскрыли даже полы. Свой штангенциркуль я так и не забрал, но всегда с теплом вспоминаю слова дедушки, которые помогли мне в выборе профессии», – рассказал туляк Андрей Митин.

Бабушки у внуков нередко ассоциируются с домашней едой, которой всегда много и которая всегда вкусная.

«Моя бабушка – настоящая кубанская казачка. Она всегда нас очень вкусно кормила борщами, варениками, пирогами и много еще чем. Мне как ребенку есть никогда не хотелось, но и бабушку обижать я не могла, поэтому, когда не доедала, то прятала еду за заборчиком, рядом с которым стоял наш летний обеденный стол на улице. Когда вспоминала, что это все надо убрать, за забором я уже ничего не находила. Думала, это кошка меня спасает и все доедает, однако спустя годы оказалось, что это делала бабушка», – поделилась воспоминаниями тулячка Ольга Трофимова.

«Скромный обед» для бабушек = пышный стол на целую деревню.

«Бабушка по маминой линии всегда была очень гостеприимной. Когда я приезжала на выходные домой, она накрывала стол, как будто наступил какой-то праздник, а я про него забыла. Она еще постоянно приговаривала: «Ой, у нас сегодня по-скромному». Смотришь на стол, а там пюре, котлетки, курочка, салаты, сыр, колбаса, маринованные грибочки, селедочка. Даже когда бабушка серьезно заболела, она все равно накрывала стол. Мне кажется, именно из-за этого теперь у меня есть принцип – если приходят гости, то обязательно должен быть накрыт стол. Надо мной даже шутят друзья, что я наготавливаю, как на Новый год. Даже если это так, то я не жалею, что переняла эту привычку у бабушки», – рассказала тулячка Ирина Некрасова.

Фото: Ирина Некрасова
Фото: Ирина Некрасова

Кто из нас не ломал что-то в детстве? Приятно вспоминать, как бабули и дедули относились к таким моментам с терпением и любовью.

«В доме у нас всегда хранилось много пластинок. В голове часто всплывают яркие картинки на уже потрепанных конвертах, в которых они лежали. Конечно, мне было интересно достать, потрогать, поиграть с ними. Однажды, когда мне все же удалось это сделать, одну из них я разбила. Пластинка была дедушкина – он тогда сильно расстроился, но смог мне это донести без единого грубого слова. Дедушка посадил меня к себе на колени и показал электрофон. Мы вместе изучали, как он работает: чтобы запустить звуковую дорожку, нужно навести головку звукоснимателя. Важно быть очень аккуратным, ведь ею можно поцарапать пластинку – играть в таком случае она больше не будет. Я долго училась неуклюжими пальчиками брать пластинку за бортики, чтобы не оставлять пятна на звуковой дорожке. Дедушка разрешил мне, четырехлетней девочке, самой поставить любимую сказку и запустить пластинку. И так, одну за другой, мы послушали много сказок. После того, как мы вместе изучили электрофон, для чего нужны пластинки, и как они работают, он сказал, что послушать его любимую песню мы больше не можем, его пластинка разбита, а починить ее нельзя. Казалось бы, незамысловатая история, но в моей памяти она осталась навсегда», – вспоминает тулячка Елена Мельникова.

Много забавных историй, связанных с бабушками и дедушками, можно вспомнить.

«До 1994 года моя мама работала в Санкт-Петербурге – там мы и жили. Когда мне было три года, мама меня привезла к бабушке в Алексин. И вот, когда мама уезжала из Алексина обратно в Петербург, мы с бабулей пошли провожать ее на железнодорожный вокзал. Когда она села в вагон, мы поднялись на мост, чтобы посмотреть, как поезд будет отходить. Местные пацаны додумались прикрепить на фару поезда красно-белый гольф. Я махал вслед поезду, а этот гольф развевался на ветру. Бабушка тогда сказала, что поезд мне хвостиком машет», – рассказал туляк Николай Давыдов.

Рассказы дедушек и бабушек часто запоминаются – именно от них мы слышали истории о военном времени.

«Моя бабушка были учителем физики и астрономии. Когда мне было 7-8 лет, мы приезжали в Тулу к окулисту – от диагностического центра до улицы Кирова добирались на трамвае, затем же до дома родственников шли пешком 15 минут. Чтобы путь был веселее, всегда заходили в палатку, где продавались лотерейные билеты, посвященные астрономии. Цена билета – рубль, а выиграть можно было лишь новый билет. На пути домой всю дорогу бабушка рассказывала мне о небесных телах и созвездиях. Вспоминаю эти моменты с особой теплотой. Бабушки не стало четыре года назад, в День учителя. Помню, когда она уже была на пенсии, к нам домой нередко приходили ее ученики – с цветами и угощениями. Только сейчас стал понимать, насколько они уважали ее и любили. Никого и никогда бабушка не оскорбляла и не позволяла отозваться плохо. Лишь когда рассказывала о войне, расплакавшись, говорила: «Гитлер проклятый». Когда в 1941 году немцы захватили наш город, они поселились в доме моих прадеда и прабабушки. Самой бабушке было тогда девять лет – ей только купили рояль. Пьяные немцы ночью захотели музыки. Бабушка успела выучить только гамму, поэтому толком не смогла ничего сыграть. Когда немцы отступили из города, а семья вернулась в дом, от него осталась лишь полуразрушенная печка и три ножки от рояля. Играть на рояле бабушка так и не научилась, но в музыкальную школу ходили моя мама, я, брат и сестра», – рассказывает туляк Антон Васильев.

Наши бабушки и дедушки часто шли на жертвы, чтобы доставить нам радость – это мы начинаем понимать только в осознанном возрасте.

«Мой прадедушка Митя умер, когда мне было шесть лет. Для меня это стало большой трагедией. Несмотря на возраст, я запомнила, как мы с ним гуляли на железнодорожном мосту. Помню, как ему было тяжело, потому что из-за рака прямой кишки он ходил с трубкой, но каждый раз, когда я хотела на этот мост, он исполнял мое желание. До сих пор это место – единственное и самое любимое во всем Алексине», – рассказала тулячка Ольга Ильина.

Фото: Ольга Ильина
Фото: Ольга Ильина

С кем-то бабушки и дедушки занимались уроками, терпеливо объясняя материал.

«Одна из моих бабушек была инженером, и какое-то время это помогало экономить на репетиторах. Классе в седьмом она занималась со мной алгеброй и геометрией. Так как я чистой воды гуманитарий, и точные науки мне давались непросто, чтобы заинтересовать меня, бабушка всегда покупала пирожные, готовила божественные куриные котлетки. Конечно, когда налопаешься всяких вкуснях, никакой алгебры и геометрии не хочется, но все же занималась. Из большой любви к бабушке», – вспоминает Светлана Назарова.

Не сладости и дорогие подарки позволяют завоевать любовь внуков, а приятные моменты, проведенные вместе.

«В детстве я часто ночевала у бабушки по папиной линии. На тот момент она достаточно бедно жила, поэтому особых развлечений не было. Однако я до сих пор помню, как она развлекала меня всевозможными образами: катала на спине, изображая лошадку, выкладывала из многочисленных пуговиц причудливые картины. Ночью мы с головой залезали под одеяло и смотрели на просветы в пуху, представляя, что наблюдаем за звездами», – поделилась тулячка Анна Зимина.

У кого-то детские воспоминания во многом связаны с дедушками, которые и и рогатку научат мастерить, и свистульки из дерева соорудят.

«Дедушка Сережа и его папа дедушка Коля очень мило называли меня Людашкой, сажали к себе на колени и рассказывали разные истории, учили считать и играть. Больше всего сейчас помнится, как в пять лет в детском саду они учили меня ориентироваться по часам, потому что я одна не понимала времени и очень из-за этого переживала. Любимые дедушки по традиции посадили меня на колени и начали рассказывать о часах. Мы взяли циркуль, вместе рисовали круги и учились ориентироваться во времени. С тех пор с часами никаких проблем нет – каждый раз, когда смотрю на время, вспоминаю этот лучший урок в моей жизни. Также помню, как все лето я проводила на даче, чаще всего с прабабушкой и прадедушкой. У нас тогда была копейка итальянской сборки, на которой мы ездили на дачу. Это было самое лучшее время в моей жизни. Там с дедушкой мы делали свистульки из коры дерева, рогатки, из которых стреляли по банкам. Когда я возвращалась в город, во дворе мне завидовали все дети. Даже мальчишки, которые втихаря подходили и просили смастерить для них лук, из которого мы играли в войнушку», – рассказала тулячка Юлия Скромова.

Читайте также другие истории на сайте Тульской службы новостей:

Могли купить квартиру, а купили мешок сахара: туляки вспомнили дефолт 1998 года

Как уйти от мужчины-тирана: реальные истории тулячек

Самые кринжовые истории в поездах