«Город в городе – разве так бывает?» - подумает читатель. Ещё как, если речь идёт о музее железнодорожной техники, который находится в окрестностях новосибирского Академгородка. Я давно мечтала там побывать, но знакомые посоветовали мне отправиться на экскурсию летом, когда можно подольше погулять по улицам необычного города, не боясь сибирских морозов.
На карте Новосибирска музей появился сравнительно недавно – в 2000 году, а идея его создания зародилась на четыре года раньше. Тогда в подвижном составе Западно-Сибирской железной дороги скопилось так много железнодорожной техники, что не показать её новосибирцам было бы нелогично. Авторами идеи стали Николай Акулинин и другие ветераны-железнодорожники. Позже имя главного энтузиаста присвоили музею, а само место стало одним из самых посещаемых.
Уникальное «поселение» разместились на территории длиной примерно в три километра и включает в себя несколько экспозиций. На каждой «улице» «проживает» отдельный вид транспорта. Если заглянуть в гости к паровозам, то можно погрузиться в атмосферу девятнадцатого столетия. Помните фрагменты из старых фильмов, где помощник машиниста лопатой закидывает уголь в топку паровоза? Так вот, подобный паровоз – один из самых почётных «жителей» музея. Тут же «прописался» и паровоз из семейства впервые появившихся в России.
Экспозиция тепловозов представлена полным набором техники, которой когда-либо была оснащена Западно-Сибирская железная дорога. Их в музейной коллекции немало, так что нужно время, чтобы лично «познакомиться» с каждым.
На вагонной «улице» всегда многолюдно и не случайно: посетителям разрешено заглянуть в некоторые вагоны, чтобы проникнуться атмосферой и испытать чувства путешествующих в них пассажиров. Не трудно себе представить, какие мысли витали, например, в вагоне для заключённых… А если на экскурсию приходит группа, то посетителей чаще всего ведут в медицинский поезд времён Великой Отечественной войны, где есть самая настоящая операционная. Интересно заглянуть и внутрь вагона-кухни, а также оценить интерьер бронированного вагона для особо важных персон царской эпохи.
Специализированная железнодорожная техника тоже заслуживает внимания. Здесь можно увидеть спецтехнику для убора снега, транспорт для перевозки жидкого чугуна, горюче-смазочных материалов, спирта и других товаров. Информация для тех, кто ни разу не задумывался, почему вагоны железнодорожных составов разного цвета: оказывается, так маркируются типы вагонов. Если вагон голубой, как в песне Владимира Шаинского, или зелёный, то он предназначен для пассажиров, а если чёрный – для перевозки товаров.
В хорошую погоду бродить по музею можно бесконечно. Знакомясь с «жителями» этого маленького городка, с удовольствием отмечаешь, что у каждого из них свой возраст, имидж, характер, своя роль в железнодорожных перевозках. И ничего, что многие из них уже на «пенсии», здесь все в почёте. Об этом говорит сам факт создания такого музея, а также большая посещаемость. Это признание человеком заслуг своего большого железного друга, который ещё долго будет у него на службе.
Елена Игнатовская
Фотография из Интернета