Мы в основном реагируем на разрушение того, что располагалось за нашими пределами. А там Прибалтика отметилась как инициатор «войны памятников». Она началась очень интенсивно с 2008 года, когда был демонтирован и перемещен памятник «Бронзовому солдату» в Эстонии, напоминает член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько. После этого им довольно странно подавать ноту по поводу владимирской таблички.
«СП»: В Литве давно уже давно существует целый «Парк Грутас», куда свозили демонтированные советские памятники, это частный парк-музей, что-то наподобие московского «Музеона», только в лесу. А ведь памятники начали демонтировать не в Прибалтике, а… в самой России, в Москве, в частности на Лубянке, некогда площади Дзержинского. И вот теперь мы сами обижаемся на прибалтов. За памятниками вообще-то надо ухаживать, их надо охранять, а это денег стоит.
- Если мы вспомним другие страны, например, Украину, это территория, на которую можно махнуть рукой, там, наверное, скоро легализуют каннибализм. С памятниками там уже давно не церемонятся, как в отношении памятников Великой Отечественной, так и всего, что связано с русскими и Россией. Там демонтируют памятник, установленный в честь Полтавской битвы, а ведь тогда была война со шведами, которые оккупировали территорию, сейчас называемую Украиной. Там демонтируют памятники Пушкину, Есенину, всем, кто, по мнению нынешней элиты, был связан с Россией.
Но и в Казахстане еще в 2017 году демонтировали георгиевскую ленту в Шымкенте на Обелиске Славы, заменив ее на ленту в цветах национального флага, кстати желто синих, они совпадают с цветами украинского флага. Нам нужно привыкать к тому, что война памяти или «война памятей» - это реальность и чем дальше она продолжается, тем более ожесточенной будет становится.
Президент Росси анонсировал создание «Национального центра исторической памяти» и этот центр должен всем этим заниматься. Но заниматься этим можно только на основании какой-то четко сформулированной идеи: что для нас хорошо и что плохо? Какие мы перед собой ставим цели и задачи?
«СП»: Знать не зная раньше про Мечисловаса Рейниса, прошерстил интернет и оказалось, что - человек-то был небезынтересный: магистр философии, физик, химик, геолог, минералог, биолог, анатом, физиолог и экономист, учился в Страсбургском университете, владел девятью иностранными языками.
- Мечисловаса Рейнис не самый злобный представитель Литвы в нашей истории. Чего-то такого особенно антироссийского или антирусского за ним не замечено.
«СП»: В свое время в 1947 году «попал под раздачу»?
- Да, но сейчас его имя будут использовать по полной программе в прибалтийском пространстве для нагнетания антирусской истерии.
В целом для нынешней России не характерно уничтожение памятников и знаков. Хотя я знаю, что группа активистов регулярно убирает цветы у того места, где был убит Борис Немцов. Но это понятно, для большинства россиян это персонаж скорее отрицательный. А есть люди, носящие цветы к так называемому «Памятнику Лесе Украинке» в Москве, близ Киевского вокзала. Юмор в том, что это вовсе не памятник Лесе Украинке, изначально это «Памятки Весне», а потом решением каких-то районных служб он стал тем, что есть.