Будет ли в Нижнекамске новая школа? Почему выгоднее возить детей на школьных автобусах, чем строить сельские школы? Так ли страшен ЕГЭ, как его боятся родители? Эти и другие вопросы «ВГ» обсудила с начальником управления образования исполкома НМР Айдаром ГАРИФУЛЛИНЫМ.
- Айдар Хакимянович, в соцсетях больше всего эмоций у родителей вызывает не образовательный процесс, а… школьное питание - то котлеты невкусные, то суп холодный. Можно ли питание организовать так, чтобы все были довольны?
- Одномоментно в столовой принимают пищу сотни школьников. Сложно подавать её горячей всем. Мы рекомендуем школам увеличивать количество дежурных и менять порядок раздачи, закупаем подносы с подогревом, реагируем на каждую жалобу и просьбу. 5 октября в школе №31 мы провели для родителей дегустацию, попросили прийти тех, кто жаловался. Свои предложения и пожелания родители оставили в книге отзывов. Сомневающимся в качестве питания рекомендую почаще приходить в школу и снимать пробы. В школе №16 мы организовали круглый стол, в котором участвовали родители, директор и медработник школы, а также представители оператора питания в 37 школах Нижнекамска - региональный директор и технологи ООО «АБК Пэймент». Были выслушаны все жалобы и даже создан чат для онлайн отслеживания процесса и качества питания.
- А ваши дети довольны школьными котлетами?
- Старший, пятиклассник гимназии №2, увы, в школе не ест, говорит, мол, невкусно. Но он и дома плохо ест. Зато младший, первоклассник, в восторге от школьной еды - съедает всё.
- Вы успеваете заниматься сыновьями?
- Я редко возвращаюсь с работы раньше 20 часов. Но каждый будний день я сам отвожу детей в школу. Стараюсь проводить с семьёй выходные, разговариваю с детьми, обсуждаю происходящее, выслушиваю, даю советы.
- А о чём ученикам рассказывают на разговорах о важном? Как детям объяснили причины специальной военной операции?
- Об СВО учителя рассказали по методичке. Вообще, занятия проводятся в формате познавательной беседы. Учителя показывают детям видеоролики и презентации и предлагают поговорить. Методические материалы к уроку размещены на портале razgovor.edsoo.ru, они едины для всей страны. Занятия проходят на разные темы, например, дети могут обсудить с учителем и приглашённым гостем День знаний, 100-летие дня рождения Зои Космодемьянской, юбилей кино, в понедельник обсуждали День подразделений спецназа. На занятия приходят ветераны, почётные граждане города и района.
- В новых учебниках истории для старших классов есть параграфы, посвящённые СВО. Или до Нижнекамска книги не дошли?
- Дошли. Учащиеся 10 и 11 классов по ним занимаются. Для 11 класса – по 859 экземпляров «Истории России» и «Всеобщей истории», для 10-го - 890 книг.
- А учителей хватает? Помнится, на педконференции в прошлом году прозвучало, что нижнекамским школам не хватает многих предметников и учителей младших классов.
- Укомплектованность педагогического штата составляет 98%, не хватает буквально 10 учителей. Из 60 молодых специалистов, начавших работу в этом году, 45 окончили Нижнекамский педагогический колледж. Выходим из положения увеличением нагрузки. Учителя работают на 1,5 ставки, кто-то - на 2 ставки, чтобы зарплата была больше. Мы работаем на перспективу: в 8 нижнекамских школах открыты 12 профильных психолого-педагогических классов. В этом году 131 выпускник 9-х классов поступил в педагогический колледж, 46 выпускников 11-х классов выбрали педагогические институты.
- Это та самая программа профориентации в действии?
- Верно. Кроме того, у нас есть и другие профильные классы - нефтехимические, энергетические, медицинские. Ученики 8-х классов весь учебный год посещают профориентационные занятия в нижнекамских ссузах. Это помогает им определиться с профессией. Сейчас у школьников много возможностей - только учись, пользуйся шансами. Я завидую современным школьникам - у них столько возможностей для самореализации!
- Зато у современных школьников есть «страшный и ужасный» ЕГЭ.
- ЕГЭ больше боятся родители, для них это сложно. Но сложен ли этот экзамен для мальчишек и девчонок, которые с детства не расстаются со смартфонами? Сомневаюсь. Неоспоримое преимущество ЕГЭ - его результаты можно отправить сразу в несколько вузов для поступления.
- Насколько инклюзия вошла в нижнекамскую систему образования?
- Права обучающихся с ОВЗ полностью совпадают с правами так называемых нормотипичных - обычных детей. Они получают точно такое же образование. Место и форма обучения детей зависят от состояния здоровья, возможностей образовательной организации и рекомендованной программы. Никто не нарушает права детей-инвалидов.
- А кто рекомендует конкретную программу для конкретного ребёнка?
- Образовательный маршрут определяет психолого-медико-педагогическая комиссия. В Нижнекамске комиссия собирается в Центре диагностики и консультирования на базе школы №26. В нашем городе есть специальные школы и специальные классы, где дети учатся по адаптированным программам.
- То есть в обычной школе ученик с ОВЗ учиться не может?
- Может, школа и учитель адаптируют для этого ребёнка учебный курс.
- Есть ли у нас проблемы в сельских школах? Не так давно в Борке открыли школу, совмещённую с детским садом, а борковские школьники тем не менее ездят учиться в Сухарево.
- Такая ситуация не только в Борке. В нескольких деревнях слишком мало учащихся. Мы обязаны предоставить школьникам образовательные условия, соответствующие стандартам, обеспечить качественные обучение, материально-техническое оснащение, но делать это для двух-трёх учеников - экономически невыгодно.
- А во сколько перевозка детей обходится бюджету?
- В этом учебном году детей возят на 12 автобусах. На перевозку в бюджете заложено 12,5 млн рублей. С помощью школьных автобусов 283 школьника из 32 населённых пунктов добираются до места учёбы - в 10 школ Нижнекамского района.
- А в целом хватает финансирования нижнекамским школам? На что бы вы потратили в первую очередь внезапно свалившийся, скажем, миллион рублей?
- На зарплату учителям, конечно. Образование финансируется из разных бюджетов: из федерального поступает 212 млн рублей, из республиканского - 2,178 млрд, муниципальный бюджет выделяет 1,031 млрд. Ещё 362,6 млн - из внебюджетных источников. Есть обязательные расходные статьи - фонд оплаты труда, материально-техническое оснащение.
- Почему в городе не решается проблема второй смены?
- Сегодня во 2-ю смену обучается более 6% от общего количества - 2282 ученика в 8 школах - №№8, 10, 14, 22, 33, 36, 37, 38. Как видите, это школы преимущественно в новых микрорайонах. Мы уже подали заявку на строительство новой школы, без этого никак не обойтись, ждём положительного решения.
- Насколько нижнекамским детям комфортно в школе? Про буллинг сейчас не говорит только ленивый. Да и статистика подростковой преступности не радует.
- Педагоги и психологи проводят профилактику правонарушений совместно с отделом по делам несовершеннолетних УМВД по Нижнекамскому району. Официально случаев буллинга в нижнекамских школах не зарегистрировано. Были случаи, которые родители воспринимали как травлю. Но комиссия управления образования выяснила, что это были конфликты между педагогом и родителем, чаще всего связанные с тем, что родитель не учитывает образовательные потребности ребёнка. Все конфликты успешно разрешены.
- А психологи есть в каждой школе?
- Ставки психолога вакантны в школах №№ 3, 9, 13, 16, в остальных городских школах, а также Камскополянских, Большеафанасовской и Красноключинской психологи есть, они проводят индивидуальные консультации, тестирования. Педагоги и психологи проверяют, что размещают дети на своих страничках в социальных сетях. Мы просим родителей быть внимательнее с информационной безопасностью. Два раза в месяц проводятся беседы в Школе родителей, работают родительские советы и Совет отцов - стараемся объяснять аспекты воспитания, отвечаем на родительские вопросы.
- Есть ли особенности у нижнекамского образования?
- В Нижнекамске действуют муниципальные проекты «Оранжевая перемена» и «Среда для среды». Первый направлен на всестороннюю поддержку начинающих педагогов: профсоюзную, методическую, воспитательную и управленческую. А второй нацелен на подготовку управленческих кадров в сфере образования, передачу опыта директоров города и района молодым педагогам.
- Что вы посоветуете родителям?
- Доверяйте собственному ребёнку и педагогам. Дети будут уважать учителей, только следуя родительскому примеру. Не ленитесь приходить в школу, если что-то случилось или возникли вопросы, всегда идите на контакт с учителем, классным руководителем. Только в диалоге можно понять друг друга и принять верные решения.
Ольга МИНЕЕВА.