Найти тему
Русская глубинка

Путевые заметки из поездки по глубинке

В двадцатых числах октября уже совсем под занавес золотой осени встретились с друзьями, что бы совершить тур по глубинным районам, прилегающим к реке Лух. Точка сбора была на въезде в село Мыт.

Место встречи нашей группы.
Место встречи нашей группы.

Не все из участников поездки до этого были в Мыту, поэтому провели небольшую обзорную экскурсию.

Вид на реку Лух и храмовый комплекс.
Вид на реку Лух и храмовый комплекс.
Храмовый комплекс церкви Казанской и Николая Чудотворца.
Храмовый комплекс церкви Казанской и Николая Чудотворца.

На выезде из села повстречался симпатичный домик с интересными наличниками.

Дом с наличниками.
Дом с наличниками.

А рядом с ним раритет из СССР – изделие Серпуховского автомобильного завода. Производство мотоколясок С3Д началось в июле 1970 года, а последние 300 экземпляров покинули СеАз осенью 1997 года. Всего был выпущен 223 051 экземпляр мотоколяски. Очень полезное авто в деревне. Передвигается и крыша над головой. Жаль, что подобная техника перестала производиться.

После Мыта направились в село Спас-Шелутино Палехского района. В этом селе я побывал уже в 2010 г. Мне было интересно посмотреть, произошли ли там какие-нибудь изменения.

По списку населенных мест Владимирской губернии 1859 г., это «владельческое село Спас-Шелутино при реке Лух Вязниковского уезда». По экономическим примечаниям к Плану генерального межевания Вязниковского уезда, это «Шелутин погост церковнослужителей Фёдора Петрова сына Тухачевского и Федосьи Ивановой дочери Метлевой».

В селе находится церковь Троицы.

Церковь Троицы. Фото 2010 г.
Церковь Троицы. Фото 2010 г.

Построена в 1797 г. на месте прежней деревянной на средства местных помещиков. Вариант храма типа восьмерик на четверике с необычным пятиглавым завершением, по композиции и пропорциям близок некоторым ярославским церквям. Соединяет стилистические приемы барокко с классицистическими элементами декора. Церковь закрыта властями в 1961 году.

В первый визит в село я побывал внутри церкви. Сохранившаяся роспись маслом - характерный для 2-й пол. 19 в. памятник с сюжетными сценами в духе позднего академизма и псевдобарочным орнаментом.

Остатки стенных росписей.
Остатки стенных росписей.

Иконостас 2-й пол. 19 в., выполненный в духе классицизма, сохранился фрагментарно.

Остатки иконостаса.
Остатки иконостаса.

Заметных изменений с церковью за это время не произошло.

Церковь Троицы. Фото 2023 г.
Церковь Троицы. Фото 2023 г.
Сельский вид.
Сельский вид.
Осенние краски.
Осенние краски.

Прошлись по селу. Дом, который по внешним признакам можно признать жилым, обнаружился в единственном числе. Да и то по заколоченным окнам можно сделать вывод, что он дачный и посещается хозяевами летом.

Условно жилой дом.
Условно жилой дом.

Не люблю снимать заброшенку, но здесь отошел от правил.

Брошенный дом.
Брошенный дом.
Разруха.
Разруха.

Вот так выглядит умершее село. Грустно и тоскливо. Сложившиеся наличники на одном из заброшенных домов образовали букву «Х», что весьма символично.

Что осталось от наличников.
Что осталось от наличников.

Рядом с Спас-Шелутиным на берегу реки Лух находится деревня Барское. Название, вероятно, говорит о том, что когда то там располагалась барская усадьба. Решили туда заглянуть. Местами дорога была трудно проходимая, и в полной мере пригодились внедорожные качества наших автомобилей.

Дорога в Барское.
Дорога в Барское.
Прибыли в Барское.
Прибыли в Барское.

Деревня оказалась весьма живописной. То обстоятельство, что она находится на берегу реки, спасло ее от запустения. Все дома с виду жилые. Но опять же, используются под летние дачи.

-17
-18

То тут, то там на глаза попадаются лодки, красноречиво указывающие на речной характер поселения.

-19
-20

К деревне подходит речная протока. На берегу тоже лодочка.

Протока к реке Лух.
Протока к реке Лух.

На другом конце деревни обнаружили живописный пруд. Наверно, где то рядом была и барская усадьба. Жителей в деревне не оказалось, поэтому расспросить было некого.

Местный пруд.
Местный пруд.

Из Спас-Шелутина поехали еще в одно село Кромы Верхне-Ландеховского района. Название села происходит от древне-русского нарицательного «кромы» - край, граница, что не двусмысленно свидетельствует об удаленности села. В 17 в. здесь было поместье князя Андрея Андреевича Хованского. В 18 в. село с деревнями принадлежало княгине Надежде Фёдоровне Вяземской.

В Кромах я так же побывал в 2010 г.

Село Кромы. Фото 2010 г.
Село Кромы. Фото 2010 г.

Хочу обратить внимание на телефонный аппарат на деревянном столбе. С начала двухтысячных осуществлялась масштабная программа по телефонизации сельской местности. С 2004 г. в деревнях и селах было установлено 150000 телефонов – автоматов. Например, только в Ярославской области на телефонизацию сел по программе 2004-06 гг. было потрачено 250 млн. руб. По этой цифре можно ощутить, какие колоссальные средства были затрачены на данную программу. Но главная проблема в том, что такой телефон работает на таксофонных карточках, которые раздобыть можно только в райцентре или в селе, где есть отделение почты. Поэтому доступность связи для сельского населения вызывает сомнение. Программа, конечно же, запоздала, и перестала быть актуальной с развитием сотовой связи. Ситуация по Черномырдину – «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
К этому таксофону мы еще вернемся.

В центре села на обширной площади возвышаются колодец-журавль (редкая птица в современной деревне) и церковь Святого Духа. Построена она в 1834 г. на месте деревянного храма 17 в. Луковичные главы церкви утрачены. Интересный пример сочетания в провинциальном зодчестве форм классицизма с элементами псевдоготики и стилизацией барочного декора.

Сельская площадь. Фото 2023 г.
Сельская площадь. Фото 2023 г.
Церковь Святого Духа.
Церковь Святого Духа.

Видно, что работ по восстановлению храма не производилось.

Когда делал снимок храма, находился вблизи от телефонного аппарата, о котором шла речь выше. На внутренней поверхности защитного кожуха можно прочитать ёмкое слово с понятным смыслом– «уеду». Прямо крик души.

Крик души.
Крик души.

Что тут скажешь, тяжело жить в заброшенных сёлах вдали от цивилизации.

Нагулявшись в глубинке, далее направились в районный центр Лух. Это старинный город-крепость, о котором ранее была публикация на канале.

По дороге повстречалась симпатичная березовая рощица.

Березовая роща.
Березовая роща.

Наступил полдень, и к этому моменту солнце стало пробиваться сквозь облака, оживляя природные виды. Дорога радовала.

Осенняя дорога.
Осенняя дорога.

Кое-где еще на деревьях оставалась золотистая листва. Появилась возможность поснимать осенние пейзажи.

Синева.
Синева.
Пашня.
Пашня.
Островок.
Островок.

Когда подъезжали к Луху, небо практически очистилось от облаков. На въезде в городок встречала часовня Николая Чудотворца.

Часовня Николая Чудотворца.
Часовня Николая Чудотворца.

Городскую площадь украшал старинный Воскресенский собор.

Воскресенский собор.
Воскресенский собор.

Одной из достопримечательности Луха являются древние крепостные валы.

На крепостном валу.
На крепостном валу.

С крепостного вала открывается вид на реку Лух.

Вид на реку Лух.
Вид на реку Лух.

Самый «окрыточный» вид на город Лух так же открывается с крепостного вала. Это визитная карточка города. Одним взглядом можно обозреть великолепный храмовый ансамбль.

Вид на Воскресенский собор.
Вид на Воскресенский собор.

Золотистые лиственницы ярко выделяются на фоне белоснежного храма.

Вид на Успенскую и Троицкую церкви.
Вид на Успенскую и Троицкую церкви.
Прогуливаясь по крепостному валу любуешься храмами.
Прогуливаясь по крепостному валу любуешься храмами.

В Лухе моё участие в совместной поездке завершилось. Далее ожидала обратная дорога домой.