Я Артур Шакарджян, мне 30 лет. Я занимаюсь рекрутингом – подбором персонала, и маркетингом – созданием сайтов, настройкой рекламы.
«Ты никогда не найдёшь работу! Ты ещё вернёшься обратно!»
Самое сложное было уволиться когда-то со своей работы, потому что с рынком труда было очень плохо. Меня все отговаривали, говорили: «Не увольняйся! Ты никогда не найдёшь работу! Мало того, ты ещё вернёшься обратно!». Я уходил просто в никуда.
Тогда я сделал вывод: если тебе совсем не нравится то, чем ты занимаешься, и каждый раз у тебя стресс перед походом на работу, уходи. Не оставайся там, где ты уже перестаёшь видеть какие-либо перспективы. Не бойся. Ничего страшного не случится. С голоду точно не умрёшь. Хочешь начать что-то новое – начинай. Не слышал за последние годы истории, чтобы человек уволился с работы и в итоге сидел с протянутой рукой где-нибудь у метро.
Если тебе что-то откровенно не нравится, от этого лучше избавляться.
Научился я всему не в университете, а сам
У меня высшее образование, я специалист в сфере управления авиационным персоналом. Закончил университет гражданской авиации, но научился всему не в университете, а на работе.
Сейчас я работаю с несколькими проектами. Это аутсорсинговая компания Клининг Тим. Студия современного танца MB Universe. И ещё у меня есть маленькая кофейня.
Когда-то я работал в продажах, там меня учили на месте старшие коллеги. А потом я работал на стартапе, и мы все учились, можно сказать, с нуля что-то делать. Там я сам научился подбору персонала, на своих ошибках.
У меня был опыт по созданию сайтов и настройке рекламы. По сайтам я покупал курс небольшой. Настраивать рекламу учился самостоятельно, по открытым источникам.
Я стараюсь очень аккуратно всё делать, маленькими шагами
У меня опыта немного, поэтому глобальных ошибок я сделать не успел. Скорее, у меня больше упущенных возможностей, чем долгов или банкротств. Через безумные кассовые разрывы я тоже пока не проходил. Ну и не очень хочется. Я стараюсь очень аккуратно всё делать, маленькими шагами. В большие риски не влезать.
Не надо бояться говорить «да», если есть возможность
Много лет назад мы с товарищем занимались розничной торговлей, никак не оформленной, сами по себе. Были продукты американского производства, которых здесь не было на прилавках. Мы это по чуть-чуть продавали, и был человек, который был готов вложить в нас большие деньги. Мы испугались. Что покупать? А что делать? Какие-то обязательства...
Потом у меня знакомые занимались организацией мероприятий. У меня был небольшой опыт, и мне тоже предложили этим заняться. Тут я тоже испугался сказать: «Да, давайте!». И в итоге, была упущена неплохая возможность что-то сделать.
Были попытки открыть самостоятельно кейтеринговое производство десертов для мероприятий. В один момент, когда я уже вроде всё довёл до ума, из-за буквально одной ошибочки, маленькой, руки опустились, и я перестал этим заниматься. Как выяснилось потом, перспектива была большая.
Вывод один – не надо бояться говорить да, если есть какая-то возможность.
У меня нет внутренней потребности управлять людьми
Мне откликается больше самостоятельно принимать решения, но это тяжелее, чем работать в найме.
У меня есть некоторые трудности. Я неплохой исполнитель (я так думаю), но если я вижу диссонанс, что какое-то решение неправильное или задача ненужная, то это приходится делать через силу. Мне это очень не нравится, но бывает.
Еще у меня такая странная ситуация. У меня нет какой-то внутренней потребности управлять людьми. И я не люблю, чтобы кто-то пытался насильно управлять мной. Я люблю, когда ты или принимаешь решения сам, или коллегиально, то есть эти решения согласованы.
Продукт должен обладать нужностью
Если на продукт нет запроса сейчас, то нужно делать всё, чтобы донести людям его полезность. Он должен быть полезен. По-другому никак.
Например, аутсорсинг персонала сейчас востребован очень сильно, потому что количество рабочей силы сокращается. У людей не хватает персонала, резко возрастает ценность услуги. Если раньше нужно было объяснять потенциальному заказчику, в чем его выгода, зачем ему это нужно, то сейчас ни у кого вопросов не осталось по этому поводу.
Как понять, что продукт будет нужным?
Для этого проводятся маркетинговые исследования, их можно заказать, чтобы понимать, какой запрос у людей, чего им не хватает.
Если это продукт, который уже на рынке существует, но отсутствует где-то, то логично в своем регионе смотреть, какой на это спрос. Если это что-то совсем новое, то это всегда на свой страх и риск. Можно быть уверенным, что это точно «зайдет», или быть уверенным в обратном, а потом быть приятно удивленным в конце.
У меня не было таких проектов, чтобы я сделал продукт, а он оказался никому не нужен. Я думаю, что в таком случае либо модернизируй, либо избавляйся от этого.
Услуги трудовым мигрантам: тяжело продать, когда невозможно объяснить
Были услуги для иностранных граждан, чтобы они могли как условную карточку, приобрести маленький абонемент на некоторое количество услуг. И все верили, что это очень нужно трудовым мигрантам, что будет полезно.
Поверьте, безумно тяжело продать это трудовому мигранту, даже за пару тысяч рублей. За 500 рублей тяжело это продать. Никто этим не заинтересовался, хотя мы были уверены — ведь это же удобно. Это удобно, это нужно, ты чуть-чуть платишь, и у тебя подбор работы, консультация юриста, скидка на помощь в оформлении документов. Безумно тяжело это продать, невозможно объяснить.
Попробуйте убедить трудового мигранта, что заплати-ка нам еще денег, помимо всего, что ты уже заплатил, когда приехал. Это практически невозможно, хоть какие навыки продаж применяй.
Чем я никогда не буду заниматься, потому что тяжело уснуть потом
Главное, чтобы продукт не вызывал отторжение. Например, если кто-то обратится и скажет, например, давайте сделаем сайт, и постараемся сделать его продающим для какой-нибудь маленькой религиозной организации, по типу секты, я точно не буду этим заниматься.
Или если это что-то похожее на финансовую пирамиду, и надо сделать рекламу людям, что заплати тысячу, а завтра проснешься миллионером, всё будет классно, уже все так делают. Естественно, никогда я таким заниматься не буду, потому что тяжело уснуть потом.
«Что может быть лучше в жизни, чем производить трубы?»
Если заниматься просто тем, что только тебе лично нравится и откликается, то вряд ли такого будет много. К примеру, у меня есть знакомые, и у них трубопрокатный завод. Очень серьезная, большая организация, они работают много лет, но я сомневаюсь, что им всем безумно нравятся трубы. Ну, знаете, это не та вещь, которая тебе безумно нравится. Или сама идея, «что может быть лучше в жизни, чем производить трубы?», понятно, что её нет. Но кто-то же должен этим заниматься? Тем более что это хороший, крупный, прибыльный бизнес.
Про наследников и синдром самозванца
Если брать из известных людей, из российского бизнеса, назову Фёдора Овчинникова, основателя Dodo Group. Это, наверное, единственный человек, за кем я слежу давно, кто с нуля всё начинал и всему учился.
У меня есть небольшой синдром, наверное, самозванца, что идти кого-то учить мне тяжело. Хотя с тем же рекрутингом у меня большой опыт работы. Но я не могу сказать, что у меня когда-то возникала потребность кого-то научить, передать знания.
У меня потребность возникает, когда я уже устаю одно и то же из года в год делать, и у меня появляется потребность, а давайте-ка я кого-то обучу, чтобы часть обязанностей делегировать. А не потому, что мне очень захотелось, чтобы кто-то новые знания получил.
В 90-е годы я не помню, чтобы все строго распределяли обязанности на бумаге
Когда я был ребенком, я видел, как старшие родственники дела вели. Всегда были какие-то «кухонные договоренности».
В 90-е годы я что-то не помню, чтобы все сидели и строго распределяли обязанности на бумаге: договариваемся вот так, точно давай распишем - это твои обязательства, это мои.
И вот эти «кухонные договоренности» всегда как-то плачевно заканчивались. Всегда. «Ну, давай, мы же свои, всё нормально будет». Нет.
В моей трудовой деятельности я тоже много видел каких-то личных отношений. Когда с уверенностью говорят, что да, всё здорово, все будут в равной степени участвовать, никто никого не подставит, не бросит. Стараюсь на чужих ошибках всё-таки учиться. Если я уже видел это несколько раз, то понимаю, что это может закончиться плохо. Дойдет до взаимных обвинений, потому что не договорились изначально, кто чем занимается и кто за что отвечает.
Ценности, обязательные для партнерства
Строгое соблюдение договоренностей. Обязательно. Всё, о чем договорились «на берегу», должно соблюдаться. Всё должно быть максимально прозрачно, без подводных камней. Если ты занимаешься этим, а ты вот этим, так и должно быть. Если вы хотите передоговориться в процессе, только взаимно. Опираясь на то, что изначально договоренность была вот такой. Кто-то самовольно её никто не должен нарушать.
Доверие. Даже если на бумаге всё расписано, доверять нужно. Бумага далеко не всегда защищает. Вот такой опыт я видел - просто в один день тебе не платят по договору и всё, идите подавайте в суд. И годами это тянется, и уже эта сумма превращается во что-то несерьезное. 5 лет назад это уже совсем не то, что та же сумма сегодня.
Идейность, равная степень заинтересованности. Я тоже такое со стороны наблюдал. Один человек горит, готов всё делать, заражает своей идеей проекта. А второй человек вроде как бы формально соглашается. «Ну, да, можно, наверное». В итоге, если у человека, который горел, у него опускаются руки, второй человек его не вытаскивает из этого состояния. Я думаю, все должны быть заинтересованы и как-то это выражать.
Строгое распределение обязанностей. Да, можно в процессе передоговариваться. Но если один отвечает за снабжение, он не должен через месяц сказать, что вы тоже должны были пытаться что-то там делать.
Учат думать, а не только запоминать
Школа CEO приносит пользу тем, что занимаешься с практиками, а не теоретиками. Это относится как к преподавателям, так и остальным ученикам, владельцам бизнеса. То есть это не изучение сухой теории, как обычно бывает в университетах, а именно практические знание, подкрепленные жизненным опытом.
Еще один плюс в том, что вся информация автоматом перекладывается на уже действующие бизнесы, то есть можно в режиме реального времени соотнестись, переложить на действительность, в которой находишься сам, и проверить справедливость утверждений, при чем тут же озвучить свое видение на живом примере. Еще плюс в том, что любой материал можно пробовать внедрять условно сразу после лекции.
И лично мне нравится подача материала. То, что многие знания и опыт слушателей выводятся с подкорки, то есть преподаватели учат думать, а не только запоминать.
Сегодня нужна смелость думать на 20 лет вперед
В 50 лет мне бы хотелось большую часть времени проводить не в работе, как сейчас. В 50 я бы хотел, чтобы я был полностью обеспечен. Чтобы у меня была большая «подушка безопасности» и были какие-то деньги, которые продуцировали новые. Чтобы я был спокоен и не думал постоянно о том, что же будет завтра, что всё изменится. Чтобы как-то себе и семье куда-то ездить. После 50 хотелось бы уже наслаждаться жизнью, насколько можно. Сомневаюсь, конечно, что это так и будет, но хотелось бы. Чтобы в 50 уже была стабильность. Чтобы я уже выбирал, буду ли я еще чем-то новым заниматься или не буду. Чтобы не жить «на вулкане».
Для моего идеального будущего мне не хватает много денег. Ну, правда! Много денег, удачно вложенных. И, наверное, если по качествам каким-то, то, хотелось бы больше смелости. Чтобы быстрее к каким-то вещам приступать, и не осторожничать в каждой мелочи.
Хотелось бы общий фон, чтобы был какой-то более стабильный. Опять же, чтобы появилась эта смелость думать на 20 лет вперед. Если мне сейчас предложат, давай мы сейчас сделаем что-то, что через 20 лет выстрелит настолько, что в 50 ты станешь настолько свободным человеком, что будешь делать всё, что хочешь. Но мы будем делать это у нас на родине. Я, наверное, скажу, давай чуть попозже вернемся к этому разговору. Посмотрим. Давай через год поговорим еще раз.