Я тренирую подростков с 2011 года, а детей (начиная с возраста 5-7 лет) с 2014. За это время я выработал уже свои методы с принципами проведения занятий и те задачи, которые ставлю перед учениками.
Что такое первоначальный период тренировок.
С какого возраста выступают на соревнованиях.
В официальных соревнованиях могут принимать участие только дети, достигшие определенного возраста. В боксе и ММА это 12-13 лет, джиу-джитсу с 10 лет. В других единоборствах возраст начала выступления на соревнованиях приблизительно такой же.
Под официальными соревнованиями понимаются такие турниры, на которых осуществляется отбор в национальную сборную страны. А это: город, регион, округ и федерация. Есть также и другие турниры как памятные, так и кубковые. Все эти соревнования объединяет строгий регламент проведения поединков.
Правила – это безопасность ребенка.
Правила разработаны так, чтобы максимально сохранить здоровье детей как физическое, так и эмоциональное.
Эти правила появились не просто так. Медики, педагоги, психологи и другие специалисты сообща вырабатывали оптимальную границу тех или иных технических действий. Так, появились множественные ограничения в спортивных единоборствах на детских соревнованиях. По мере взросления спортсмена, ограничений становится меньше. Отсюда следует правило, что при проведении тренировок у детей, следует придерживаться установленных рамок. Например, не использовать спарринги с контактом в голову как минимум до 12 лет. Но я руководствуюсь в своих занятиях правилами ММА и мои ребята не работают с ударами в голову до 16 лет.
Если запрещено душить до 12 или 14 лет, значит в тренировочных схватках мы отметаем удушки. И так далее по всем правилам.
Вывод.
Первоначальным периодом тренировок единоборствами считается возраст до начала официальных соревнований. Лично для себя я его определили приблизительно в 12-13 лет.
Как ведутся тренировки в первоначальном периоде.
Итак, мы уже определили, что, условно, до 12 лет считается первоначальным периодом тренировок. И тут же, возникают вопросы: а как тогда проводить занятия с детьми этого возраста. В своей секции я определил несколько основных задач, которые мы вместе с детьми решаем.
Задача всестороннего развития.
Задачи эти строятся из того, что к 12 годам ребенок должен быть максимально всесторонне развит. Под всесторонним развитием понимается:
- Гибкость.
- Хорошая общая физическая подготовка (ОФП).
- Хорошая координация движений.
- Наличие ударной техники и защиты от ударов.
- Борцовская техника как в стойке, так и в партере.
Другими словами, детская тренировка должна быть максимально разнообразной по техническим действиям (конечно, принимая во внимание различный уровень подготовки детей), с большим уклоном на гибкость и акробатику.
В этом возрасте, зацикливаться над чем-то одним считаю крайне вредным для ребенка. Вырабатывать узкую специализацию чаду в то время, пока он не до конца принимает самостоятельные решения, нельзя. Быть может, ваш ребенок будет замечательным борцом, а вы его отводите только на бокс, или, наоборот.
В таком юном возрасте еще нельзя определить к какой технике склонен человек и не дать возможности раскрыть ему свой потенциальный талант, я считаю преступлением.
Кроме того, наличие базы во всех сферах смешанного боя, несомненно поможет ребенку. Современные бойцы ММА это универсалы, которые стремятся к развитию в любом аспекте техники. Ну, а если чадо ваше захочет стать боксером и у него будут иметься к этому определенные таланты, то навык борьбы будет не лишним в жизни, так как всякое может случиться.
Вывод.
К возрасту 12-13 лет ребенок должен у меня приобрести максимальную универсальную базу во всей технике и обладать гибкостью с координацией движений. Все это позволит ему сделать в будущем правильный выбор и поможет в дальнейшем развитии.
Нужны ли соревнования в этот период?
Соревнования в этот период тренировок не могут являться целью занятий хотя бы ввиду того, что официальных турниров нет, а значит и роста спортсмена не имеется.
А как же опыт?
До официально соревновательного возраста часто вы не можете сказать, в каком направлении будет развиваться ваш ребенок, а это значит, что приобретение опыта по правилам, например ММА, весьма непрактично для джиу-джитсу в Ги или бокса.
Разность правил.
Каждый спорт будет нести свою систему и привычка работать в одной парадигме может иметь некоторый отрицательный характер для другого свода правил.
Да и какие в принципе могут быть правила в этом возрасте?
Повторюсь на счет того, о чем писал выше. Минимальный возраст выступления на соревнованиях был взят не с потолка. И я бы вообще не рекомендовал до 12 лет как минимум участвовать на турнирах, где бьют по голове. Вашему ребенку мозг дан для того, чтобы его развивать, а любой удар будет нарушать сложную нейронную систему на важном этапе его формирования.
Таким образом, из того, что мы имеем, то до 12 лет если соревнования и могут быть, то только по упрощенной версии борьбы как, например, в джиу-джитсу 10-12 лет. Также, запрещены удары в голову. Но, если уж вы настолько сильно хотите чтобы ваш ребенок побился на соревнованиях где есть контакт в голову, то уж хотя бы, как минимум обезопасьте его шлемом.
Вред психике.
Психике ребенка может быть нанесен вред в результате двух факторов.
- Нацеленность на результат. Раз нет спортивного результата, то и смысла заниматься нет.
- Эмоциональная перегрузка, сгорание и потеря мотивации. Поражения могут сломать ребенка. Так же, как излишне активная спортивная жизнь принесет усталость организму. Многие те, кто рано начинают выступать в спорте, к 16-18 годам забрасывают его, хотя как раз, с этих-то лет и начинается серьезная игра.
На мой взгляд, глупо с ранних лет воспитывать спортсмена. Так же, как и глупо видеть главный смысл занятий единоборствами только в завоевании спортивных званий и медалей. Смысл тренировок гораздо глубже чем результат на соревнованиях.
Тогда какой толк от соревнований в таком возрасте?
С практической точки зрения толка нет – никаких разрядов, никаких отборов. Но, если посмотреть на соревнования не как на спорт, а как на развлечение, то польза есть.
Посмотреть на турниры не как на способ выявления лучшего, а как на занятную игру. Соревнования такое дело, что они обязательно очень красочно впишутся в память ребенка.
Вывод.
Спортивная составляющая на детских соревнованиях имеет под собой мало оснований. Но вот устроить что-то типа праздника можно. Не акцентируясь на результат, сделать так, чтобы ребенок воспринял действие как интересное приключение. Ну и, само собой, обратить внимание на правила – они должны соответствовать как минимум нижним нормам запрещенных действий официальных соревнований.
Если есть желание, то изредка можно устраивать ребенку такой праздник, но превращать тренировки в спорт со всеми вытекающими нежелательно.
Что из себя представляют мои детские тренировки.
Свою работу с детьми я строю из всего, что описано выше.
Главной моей целью становится не повреждая психики ребенка дать ему максимально вариативную технику, координацию, гибкость и ОФП. Сделать крепкую базу:
- Как для будущего спортсмена в любых единоборствах.
- Дать уровень физической подготовки для последующего перехода в любой спорт, если ребенок захочет заниматься в другой секции, хоть в волейболе или футболе.
- Навыки и физическую подготовку для самообороны.
- Сделать занятия единоборствами или даже физкультурой привычкой так, чтобы человек привык к Здоровому Образу Жизни. Не обязательно быть спортсменом, чтобы заниматься. Человек может быть кем угодно, но занятия становятся неотъемлемой частью его жизни ("Боевые искусства как стиль и образ жизни.")
- Обеспечить крепость психики и жизнерадостный эмоциональный настрой.
Исходя из этих пунктов, я смог найти то направление в единоборствах, чью программу, начиная с прошлого года, сейчас реализую в детской группе "Джиу-джитсу отличное сочетание спортивного единоборства и Боевого искусства. Плюсы и минусы".
В 12-13 лет человек уже может сам определить, нужен ли ему спорт – тренировки для завоевания титулов и званий. По моим наблюдениям, таких обычно 1 из 4 или 5 занимающихся. То есть, приблизительно 70-80 процентам людей спорт не нужен вообще. Они продолжают заниматься для себя.
Хороший детский тренер, на мой взгляд, определяется не тем, сколько его подопечных взяло медалей и званий, а скольким ребятам он помог решить их жизненные задачи и помог им вырасти счастливыми.
Как педагог я очень счастлив, когда мой ученик решает свою задачу. Так, есть ребята, которые приходили чтобы похудеть и когда у них это получалось я радовался. Есть те, кто захотел стать увереннее в себе и они смогли дать отпор обидчикам ("Ребенка бьют в школе, что делать? Способен ли слабый стать сильнее? Боевые искусства вам в помощь!"). Я тоже радуюсь. Есть те, кто пришел просто обрести компанию и для полезного времяпровождения. Им я тоже радуюсь.
Для меня, решение задачи одного ученика над похудением или развитием какого-то навыка одинаково ценно как победа другого на соревнованиях. Каждый ребенок, подросток и взрослый приходит с своими целями и мой долг помочь абсолютно каждому из них достичь их.
Подписывайтесь на группу клуба в Вконтакте СКСЕ "Шанс"